30.10.2014 00:20
    Поделиться

    Ирина Солдатова: Мы спасаем и выхаживаем 500-граммовых детей

    Самый дорогостоящий в модели здравоохранения - стационарный сектор
    Можно перефразировать известную фразу: детей надо лечить так же, как и взрослых, но только лучше. Как это удается московским медикам? Обозреватель "РГ" беседует с главным неонатологом Департамента здравоохранения столицы, заместителем главного врача ДГКБ N 13 имени Н.Ф. Филатова, профессором Ириной Солдатовой.

    Ирина Геннадьевна, вы не только практикующий врач, но и один из организаторов здравоохранения. Ваше восприятие тех перемен, которые происходят в службе здоровья Москвы?

    Ирина Солдатова: Мне, думаю, и не только мне импонирует стремление создать более современную службу здоровья, сделать ее и более эффективной и более доступной. Известно, что самый дорогостоящий в модели здравоохранения - стационарный сектор. Он вбирает в себя прямые затраты на лечение, а это - и зарплата медицинского персонала, оплата лекарств, расходных материалов, оплата так называемых "гостиничных услуг". Это большие деньги. К сожалению, в нашей стране сложился, если так можно сказать, "стационарный уклон помощи". При этом все спокойно относятся к тому, что пациент может 2-3 дня, а то и неделю просто занимать койку, потому что его состояние не требует экстренной помощи, и врачи не торопятся проводить обследование, иные манипуляции. А денежки "капают".

    В здравоохранении существуют различные профили. Например, гастроэнтерология, кардиология, нефрология, аллергология, инфекционные болезни. Пациенты этих групп не всегда требуют экстренной и даже плановой госпитализации. При умелой и грамотной расстановке сил их можно и нужно лечить в амбулаторном секторе.

    В Москве у медиков масса соблазнов перейти из государственной в коммерческую структуру. И мало желающих ходить по участкам...

    Ирина Солдатова: Скажу, что точно знаю, о детских поликлиниках: в Москве созданы условия для того, чтобы ребенок, его родители могли приехать в стационар одного дня, пройти все необходимые обследования, получить рекомендации и лечиться дома. Такая высококвалифицированная помощь существует только при многопрофильных больницах. Возможен и иной путь. Не столь затратный, но не уступающий по эффективности. Правда, для этого необходимо соблюсти одно условие - подготовить соответствующие кадры. И тогда ребенок с родителями приходит в поликлинику по месту жительства. Здесь ему оказывается первичная помощь. Далее он поступает при необходимости во вновь созданные амбулаторно-поликлинические центры. И опять же, в случае необходимости, поступает в консультативно-диагностические центры, созданные при многопрофильных больницах. И уже там можно определить окончательную тактику ведения пациента, рассмотреть возможность и тип госпитализации: полная госпитализация или стационар одного дня.

    Такая цепочка уже выстроена?

    Ирина Солдатова: Пока не везде и не всегда. Но введение такой эффективной системы на амбулаторном этапе может и сократить затраты здравоохранения, и правильно их перераспределить. Только необходимо придерживаться преемственности между учреждениями и обеспечить доступность помощи.

    Мы говорим, что рождаемость растет, а где же женщинам рожать?

    Ирина Солдатова: В системе родовспоможения мы добились хороших результатов, и доказательство тому - снижение показателя младенческой смертности. В 2013 году он составил 7,3 промиле (7,3 на 1000 родившихся), а за 9 месяцев 2014 года этот показатель составляет 6,2 промиле. Наши врачи прошли практику в ведущих клиниках Европы и ведут лечение по современным европейским протоколам. В Москве 27 родильных домов. Большинство из них прикреплены к многопрофильным больницам, что совершенно правильно. Кстати, никаких официальных документов об их закрытии нет, а оперировать слухами и комментировать их не хочу. Правда, ранее было запланировано закрытие 3 родильных домов - 14-го, 16-го и 18-го. Они построены в 1938 году! Здания находятся в аварийном состоянии. Поэтому пребывание там беременных, рожениц и новорожденных небезопасно. На общей системе доступности и оказания качества помощи, думаю, их закрытие не повлияет.

    То есть можно успокоить москвичей, что никакая реорганизация столичным роддомам не грозит?

    Ирина Солдатова: Любая реорганизация отрасли - процесс сложный, и в первую очередь должен быть проведен анализ в потребности оказания помощи, анализ готовых коек для оказания этой помощи, четкий прогноз дальнейших потребностей.

    Как ни странно это звучит, но в Москве нет ни одного городского перинатального центра, отвечающего современным требованиям. И, наверное, сейчас, когда продолжается реорганизация службы, было бы разумно создать такой центр на базе детской Филатовской больницы. Для этого нужно сделать только одно - передать в ее ведение, например, 8-ю городскую больницу, имеющую в своем составе родильный дом.

    Помощь новорожденным стоит огромных денег, и эти расходы никогда не покрывались системой ОМС. Дешевле помощь не будет - появились новые технологии, мы спасаем и выхаживаем 500-граммовых детей. Женщины, страдающие онкологическими заболеваниями, женщины с пересаженными органами теперь имеют возможность родить здорового ребенка. Об ЭКО я уже не говорю. И все это деньги! И при реформировании, которое безусловно необходимо, будут определены основные приоритеты. Сейчас вместе с Департаментом здравоохранения ищем наиболее эффективные пути реорганизации службы. Чтобы была она не в ущерб, а во имя здоровья. Наша задача - сохранить высокопрофессиональный медицинский персонал, который трудится на этом нелегком попроще.

    Поделиться