Дмитрий Ливанов: Дети должны проводить в школе много времени вне уроков

В подмосковном Пушкине на заседании межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что в России созданы уникальные условия, когда во внеклассных кружках и секциях дети могут заниматься бесплатно. Однако, согласно концепции развития дополнительного образования, принятой правительством в сентябре, эта сфера должна пройти глубокую модернизацию.

- Концепция должна быть реализована достойно на всех уровнях, - подчеркнул он. - В декабре на заседании правительства мы должны одобрить дорожную карту и определить, как эта сфера будет функционировать в будущем.

Примечательно, что заседание совета прошло в школе №14 города Пушкино, которая напоминает не просто муниципальное образовательные учреждение, а кампус престижного вуза, например, в Австралии. Панорамные окна во всю стену, яркие цветовые решения и авторская архитектура - в новой школе дети занимаются уже неделю.

- Мне очень нравится спортивный зал и столовая. Они такие большие и светлые - делится впечатлениями третьеклассник Витя Левин. А его сосед по парте рассказывает, как здесь удобно заниматься: есть интерактивные доски, комнаты для творчества и игр.

Надписи на дверях классов сделаны в игровой форме: директора представляет забавный воробей, а кабинет информатики - попугайчик. Несмотря на то, что начальная школа и старшая формально разделены и имеют разные входы, их объединяет общая рекреационная зона в стиле хай-тек. Новая школа была возведена на деньги инвестора. Ее стоимость составляет более 500 миллионов рублей. Здесь, помимо условий для обучения по основной программе, реализована концепция всестороннего развития ребенка.

- Современный образовательный стандарт предполагает, что дети должны не только учиться в школе, но и проводить в ней достаточно много времени вне уроков на интересных и развивающих занятиях. И важно создать условия для детей, чтобы им было комфортно. Образование - это только одна из составных частей в их развитии. - подчеркнул Дмитрий Ливанов.

На первом этаже - медиа центр с лекторием и доступом во все образовательные ресурсы интернета. Второй этаж отдан под читальный зал. Суперсовременная библиотека открыта не только для детей, но и для всех жителей района - она будет работать круглый год.

Ранее детям приходилось заниматься в здании, где в буквальном смысле на них сыпалась штукатурка, а туалеты стояли на улице. В новой школе в каждом классе здесь - проекторы, на информатике дети занимаются не за устаревшими компьютерами, а новыми моноблоками.

- Школа станет культурным центром и центром роста для всего района - заявила Марина Захарова, министр образования Московской области. - Для детей создана инновационная среда.

Однако такая школа - скорее исключение, чем правило. И задача властей - создать подобные условия каждому ребенку. Согласно поставленной президентом задаче, к 2020 году 75 процентов детей должны быть охвачены услугами дополнительного образования.

Но его доступность и качество сильно варьируются от региона к региону. Объем средств, которые выделяются на одного ребенка, может отличаться в несколько раз. Среди регионов-лидеров по дошкольному образованию министр Дмитрий Ливанов выделил Ульяновскую область, Московскую, Санкт-Петербург.

Еще одна проблема: заинтересовать детей, которые по полдня проводят за компьютером, становится все сложнее, поэтому нужно привлекать талантливых педагогов. А зарплаты преподавателей во внеклассной сфере остаются по прежнему ниже, чем даже у обычных школьных учителей. По словам директора департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Александра Страдзе, профессиональный стандарт работы педагога дополнительного образования уже разработан и находится на согласовании в Министерстве труда и социальной защиты.

Остается открытым вопрос, как привлечь в дополнительное образование частный сектор, и сделать эти занятия доступными для всех детей? Для этого, как минимум, придется сделать прозрачной и простой систему подушевого финансирования, чтобы поддержка дошла до каждого конкретного ребенка. Как и кто будет контролировать работу частников, также пока не понятно, так как критерии оценки их деятельности еще не разработаны.

Инфраструктура учреждений дополнительного образования по большей части создана десятилетия назад. Не дотягивают до современных требований не только оборудование, но и программы. Планируется, что для внеклассного развития детей будут созданы федеральные и региональные ресурсные центры, которые будут транслировать успешный опыт работы в регионы.