Глава Генштаба объяснил задачи Национального центра управления обороной

Начальник Генштаба объяснил, зачем России нужен Национальный центр управления обороной.

По словам Валерия Герасимова, предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными силами осуществлялось Центральным командным пунктом Генерального штаба - ЦКП. Там отслеживали резкие изменения военно-политические изменения в мире, контролировали состояние специальных видов оружия и обеспечивали управление его санкционированным применением. Для решения этих задач на ЦКП замкнуты малочисленные дежурные службы армий и корпусов, а в тактическом звене - нештатные дежурные по воинским частям. При этом в дивизиях и бригадах штатных структур для круглосуточного дежурства нет.

Герасимов подчеркнул, что сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности Минобороны и Вооруженных сил осуществлялись только узкопрофильными органами военного управления. Функции обобщения и учета разрозненной информации как по боевому управлению, так и по управлению повседневной деятельностью, а также координация деятельности органов военного управления при решении задач фактически возлагались на руководителей, принимающих управленческие решения, и осуществлялись эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.

- В современных условиях многократно увеличились объемы информации, цикл ее изменения сократился с недель и суток до часов и минут. Возникла острая необходимость в постоянном комплексном мониторинге процессов, происходящих в мире, в стране и Вооруженных Силах, в непрерывном комплексном анализе обстановки и выработке вариантов реагирования на ее изменения, - заявил начальник Генштаба. Центральный командный пункт, по его мнению, перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства.

Кроме того, в Вооруженных силах до настоящего времени существовала громоздкая система сбора информации. Она базировалась на табеле срочных донесений. Информация согласно табелю представлялась в письменных документах - телеграммах, донесениях и сводках. Причем делалось это лишь время от времени. Так, командир бригады отправлял доклады в вышестоящий штаб один раз в неделю, командующий войсками округа - один раз в месяц. И часто получалось, что содержащаяся там информация устаревала.

- В настоящее время информация меняется скоротечно, причем не только в отношении военно-политической обстановки, но и во всех сферах, затрагивающих интересы Вооруженных сил. Это разработка и поставка вооружений, снабжение всеми видами довольствия, строительство, подготовка и обучение кадров и прочие, - напомнил Герасимов.

Учитывая все это, в Минобороны решили создать постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организацией государства - Национальный центр управления обороной Российской Федерации. В его составе на всех уровнях управления развернуты и несут дежурство штатные оперативные дежурные смены. По результатам апробации Центра стало ясно, что цикл обработки информационных потоков значительно сократился, многие вопросы управленческой деятельности решаются в реальном масштабе времени силами дежурных смен. "По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных сил с условным делением на боевую и повседневную составляющие", - подчеркнул начальник Генштаба и объяснил, почему речь идет именно об условном делении.

Дело в том, что сегодня практически невозможно вести успешную подготовку к обороне страны без координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих задачи в области обороны, без создания инфраструктуры и поставки новых вооружений и техники, без материально-технического обеспечения и подготовки личного состава Вооруженных Сил.

Герасимов напомнил, что в составе Национального центра имеются несколько основных структур - центр боевого управления, центр управления повседневной деятельностью войск и сил, а также несколько центров управления по специальным вопросам. По его словам, центр боевого управления необходим для поддержания боевого потенциала как Вооруженных сил в целом, так и группировок войск (сил) на стратегических направлениях. В мирное и в военное время они должны быть готовы отразить возможную агрессию. Кроме того, из этого центра станут управлять войсками при выполнении ими боевых и специальных задач. Центр управления повседневной деятельностью нужен для оперативной координации деятельности органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти на всех уровнях по поддержанию войск (сил) в боеготовом и боеспособном состоянии, мониторинга выполнения гособоронзаказа, финансового, материально-технического, медицинского, жилищного обеспечения, подготовки кадров, международного военного сотрудничества и других видов деятельности.

- Новизна подхода состоит в том, что сверху донизу, на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях создана "стволовая" структура непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций, - заявил начальник Генштаба.

Он пояснил, как это работает, на примере мониторинга выполнения гособоронзаказа. Здесь внедрены комплексные подходы к реализации планов обеспечения Российской армии системами вооружения, военной и специальной техникой. Все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения, до серийной поставки образцов в войска и ввода их в эксплуатацию, увязаны в единый процесс. На каждом уровне управления до дивизии и бригады включительно дежурные смены Национального центра в круглосуточном режиме осуществляют контроль, в том числе и визуальный (с использованием видеокамер), за изготовлением образцов вооружения, созданием соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовкой запасов материальных средств, формированием и обучением персонала для их эксплуатации. Все отклонения от графиков немедленно фиксируются. Далее проводится анализ причин сбоя, выдаются рекомендации и предложения для проведения своевременной корректировки и выправления ситуаций.

- Мне, как начальнику Генерального штаба, дежурный генерал докладывает за сутки по тем или иным вопросам до 20-25 раз. Особенно это касается отклонений по каким-либо вопросам, - рассказал Герасимов. - Я, соответственно, принимаю решения сам или информирую министра обороны Российской Федерации для утверждения предложений. Дежурный генерал при этом не просто докладывает обстановку, а формулирует выводы и обоснованные предложения, которые требуют только утверждения или не утверждения.

По мнению Герасимова, наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию, будь то отставание от графика в строительстве объектов, или недружественные действия в отношении суверенитета российских территорий. А еще созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений.

Начальник Генштаба не скрывал, что в соответствии с Планом обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации) имеют свои задачи в области обороны, как в мирное, так и в военное время. От эффективности решения любого, пусть даже незначительного вопроса в том или ином федеральном органе исполнительной власти, часто зависит итог выполнения масштабных комплексных мероприятий. "Для нас стало жизненно необходимым скоординировать усилия федеральных органов исполнительной власти при решении задач в области обороны, собственно для этого и предназначен механизм, который мы называем Национальным центром, - подчеркнул Герасимов. - Однако я не хотел бы, чтобы сложилось впечатление, что созданный Центр подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления. Нет. Мы перераспределили Центру те задачи, которые требуют непрерывного цикла выполнения и установили регламент информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач.

Помимо постоянной готовности выдать предложения по реагированию на кризисные ситуации, Национальный центр управления и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск и контроль исполнения.

Важно, что структура оперативных дежурных смен и содержание деятельности Центра не меняются при переводе с мирного на военное время. Меняется лишь объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада. То есть наработанные и отлаженные взаимосвязи и алгоритмы продолжают действовать в любых условиях. Герасимов сказал, что сейчас идет корректировка некоторых принципов работы органов управления, которая позволит увязать потоки информации и повысить эффективность совместной деятельности.

- С созданием Национального центра в широком его понимании обеспечено целенаправленное преобразование системы управления Вооруженными силами, на основе системного использования современных и перспективных возможностей информационных технологий достигнут совершенно новый уровень управления всеми видами деятельности Вооруженных сил, взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в повседневной деятельности и в ходе ведения военных действий, - заявил начальник Генштаба.

Он уверен, что наличие Национального центра управления обороной Российской Федерации, способного в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ответ на возникающие угрозы, доведение до исполнительского звена и контроль выполнения принятых решений, выступает дополнительным фактором, сдерживающим агрессию против России.

- Если говорить простым языком, мы решаем задачу повышения эффективности управления. То есть, повышаем качество и уменьшаем время выполнения задач, - сказал Герасимов. - Возьмем такое широко распространенное понятие, как "Боевая тревога". Оно для органов военного управления уже практически не актуально. Потому, что ряд мероприятий, выполняемых по этому сигналу - прибытие состава оперативных групп, проведение боевого расчета, развертывание рабочих мест, сбор данных обстановки и другие, уже выполнены с того момента, как мы организовали непрерывное боевое дежурство оперативных дежурных смен по всем направлениям деятельности органов военного управления.

Так что же такое, в понимании начальника Генштаба, Национальный центр? Это мощнейший, самодостаточный механизм, представляющий из себя профессионально подготовленные оперативные дежурные смены на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые круглосуточно несут боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг по всем направлениям деятельности, как внутри Вооруженных Сил, так и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства.

Герасимов также озвучил главные принципы в работе оперативных дежурных смен Национального центра. Во-первых - непрерывный сбор информации. Во-вторых - непрерывный анализ обстановки. В-третьих - подготовка выводов и предложений руководству. И, наконец, координация и контроль выполнения всех мероприятий, проводимых в Минобороны и государстве в целом по вопросам обороны.