04.11.2014 19:35
Поделиться

Строительство нового здания ГЦСИ началось на Ходынском поле в Москве

День народного единства имеет все шансы стать и праздником современного искусства. Во всяком случае сегодня, 4 ноября, на Ходынском поле состоялась церемония закладки первого камня нового здания Государственного центра современного искусства.

На ней единство и готовность поддержать современное искусство продемонстрировали федеральные власти и Москва - на церемонии выступили министр культуры В. Р. Мединский и мэр столицы С. С. Собянин, которые стали сопредседателями Попечительского совета ГСЦИ.

Министр культуры кратко напомнил о долгой и бурной истории, предшествовавшей началу строительства. В ней  были и страстные дискуссии вокруг проекта нового здания ГЦСИ два года назад; и непростой выбор площадки для будущего строительства - оно предполагалось вначале на Зоологической улице, потом - на месте рухнувшего Басманного рынка, окончательный выбор был сделан в пользу бывшего аэродрома на Ходынском поле; и международный архитектурный конкурс на лучшую концепцию проекта нового здания ГЦСИ, завершившийся в самом конце 2013 года. В. Р. Мединский выразил надежду, что в новом перспективном районе, рядом со станцией метро, которая должна быть открыта в конце 2015 года, новое музейное пространство станет точкой притяжения для москвичей и гостей города.

Мэр Москвы, поздравив всех с праздником, сказал о том, что архитектурный конкурс на проект нового здания был организован на очень высоком уровне и выразил надежду, что сегодняшнее событие приблизит нас к дню, когда Москва получит "суперсовременный музей современного искусства мирового уровня".

После этого перед собравшимися выступили директор ГЦСИ Михаил Миндлин и член Совета Федерации Федерального собрания РФ  Леонид Лебедев, который входит в Попечительский совет ГЦСИ.

Белый архитектурный макет нового музейного здания, поставленный на гравий будущей строительной площадки, тем временем энергично снимали замерзшие фотокорреспонденты. Макет представлял проект победителя международного конкурса - победило ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects. Чуть позади макета был виден  накрытый белой тканью куб. Когда мэр столицы и министр культуры сняли ткань, стало ясно, что этот большой куб и есть тот самый символический краеугольный камень, на церемонию закладки которого все собрались.  На боковой части его была видна надпись - Московский музей мирового современного искусства.

Торжественное событие было отмечено салютом - его обеспечила группа "Синие носы". Александр Шабуров и Вячеслав Мизин, встав спиной друг к другу (и подальше от высоких гостей  и телевизионщиков), продемонстрировали свой фирменный "смертельный номер"  - запуск фейерверка  из широких штанов. Судя по тому, с каким неподдельным интересом наблюдали за их выступлением не только приглашенные гости, но и столпившиеся у ворот строители, современное искусство оказалось доступным народу не только по форме, но и по содержанию.

То, что современное искусство не только риск, скрытый скоморошьим представлением, но и тяжелая ноша, что лежит не на плечах атлантов, а на хрупких плечах живых художников, напомнил перформанс Елены Ковылиной. Красную избушку с окошками и белой дверью, символизировавшую ГЦСИ, которую едва подняли четверо мужчин, опустили на спину изящной женщины. За секунду до перформанса она выглядела элегантной дамой на высоких каблуках, и лишь красный наряд - от шляпки до пальто и перчаток - подчеркивал особую "театральную" природу действа. Впрочем, в отличие от театра в перформансе Ковылиной не было условности, и тяжеленный макет в 25 килограммов уложили на спину хрупкой женщины, словно она здоровенный грузчик.  Контраст между хрупкостью нежной фигуры и увесистым макетом был ошеломляющ, груб, почти оскорбителен. В ином контексте он прочитывался бы как сюжет о тяжести женской доли. Но здесь на гравии строительной площадки перед белоснежным макетом будущего музея он выглядел молчаливым жертвенным жестом художника, превращающего в мгновенье ока гладкую церемонию с журчанием привычных речей высоких лиц - в спрессованный под давлением отрезок времени. Так решетка молекул угля под давлением трансформируется в алмазную крепость. Вполне условный краеугольный камень музея оборачивался жертвенным камнем искусства. Того самого, что требует "гибели всерьез".

Если от "Синих носов" комментариев никто не требовал, то от Елены Ковылиной хотели объяснений. Ситуация стала гротескной, когда милая журналистка с одного из телеканалов простодушно полезла с микрофоном к художнице, согнувшейся под тяжестью ноши. "А в чем ваш замысел? А как он возник?" - нежно и тихо щебетала она. "Мне трудно говорить", - выдохнула-вытолкнула слова Ковылина. Потом она легла на землю, продолжая держать макет, пока замерзшие гости согревались кофе и чаем. На сцене звучала музыка. Церемония закладки нового здания ГЦСИ подходила к концу.