В связи с чем было образовано ваше ведомство, ведь у нас есть Счетная палата, минфин, УФАС и другие ведомства, так или иначе отслеживающие финансирование бюджетных проектов?
Ольга Михеева: Конечно, на этот вопрос точнее всего может ответить губернатор Николай Меркушкин, которому и принадлежит идея создания нашей службы. На мой взгляд, к этому подтолкнула и экономическая ситуация. Что касается перечисленных вами ведомств, то они занимаются иной деятельностью, нежели мы. Например, задача министерства финансов - сформировать бюджет и обеспечить его исполнение. А наша основная задача - профилактика расходов бюджетных средств, повышение их эффективности. Кроме того, минфин часто использует в своей работе те сведения, рекомендации и выводы, которые мы ему предоставляем. Что касается счетной палаты, то это совсем другая ветвь власти. Мы - исполнительный, она - контролирующий орган. Мы же занимаемся, если можно так выразиться, внутренней финансовой разведкой.
Случаи возбуждения дел по вашей инициативе в Самарской области были?
Ольга Михеева: Да, бывает, мы накладываем штрафы. Их общая сумма составила шесть миллионов рублей. При этом зачислено штрафов в консолидированный бюджет области 4,8 миллиона рублей, еще более одного миллиона рублей должно поступить в ближайшее время. Кроме того, по результатам наших контрольных мероприятий привлечено к дисциплинарной ответственности 65 должностных лиц. В областную прокуратуру была направлена информация по 48 контрольным мероприятиям, по результатам рассмотрения которых проводятся проверки.
Кто в основном несет ответственность за финансовые нарушения? Министр или рядовой исполнитель, специалист отдела?
Ольга Михеева: В основном ответственность несут заместители руководителей, министров и учреждений, которые занимаются контрактной системой или отвечают за финансирование. Также ответственность лежит на руководителях управлений, руководителях контрактной службы.
С какими ведомствами работать сложнее, кто чаще допускает финансовые нарушения?
Ольга Михеева: Сложнее - с министерствами социально-демографической политики и с культуры. У них очень специфические закупки, в которых всегда можно "прикрыться" детьми-сиротами, инвалидами, пенсионерами. Но, согласитесь, для кого бы закупки ни предназначались, нельзя приобретать товары по откровенно завышенным ценам.
С чем в основном связаны финансовые нарушения?
Ольга Михеева: Основная проблема - это несовершенство законодательной базы. В сфере строительства и капремонта есть много неучтенных моментов. Например, коэффициент стесненности. Одно дело, когда строительство идет в центре города и крупногабаритный транспорт развернуться не может, поэтому часть работ приходится выполнять вручную. И совсем другое дело - стройка за городом, где заказчик тоже применяет коэффициент стесненности. Но о какой стесненности может идти речь в поле?
Работы по подготовке к чемпионату мира-2018 тоже станут объектом вашего пристального внимания?
Ольга Михеева: Конечно, мы будет держать ситуацию на контроле. Но здесь нужно учитывать два момента. Первый, это когда деньги выделяются только по линии федерации. В частности, строительство стадиона - это исключительно федеральная стройка, соответственно, к этим деньгам мы никакого отношения не имеем. Но инфраструктура вокруг стадиона, коммуникации и прочее предполагает софинасирование: часть средств выделяет федерация, часть - область. И в этом случае мы будем полностью проверять документацию и сметы.
В текущем году и в Самаре и в целом по области шел активный ремонт дорог, выделялись огромные средства. Удалось ли здесь предотвратить завышение смет?
Ольга Михеева: В этом году ситуация стала намного лучше, поскольку дорожные работы под свой контроль взяло министерство транспорта. Дело в том, что у муниципалитета есть возможность самому провести торги под областную субсидию. И как они проходили, под какую смету - неизвестно. Проверить их нельзя, поскольку у нас по закону нет такой возможности. Но это нас категорически не устраивает, поэтому мы будем добиваться через сенатора, бывшего главу Самары Дмитрия Азарова, пролоббировать поправки в закон, чтобы нас такой функцией наделили. Ведь чем меньше муниципалитет, тем кулуарнее могут заключаться дорожные контракты.
Что изменилось в вашей работе за эти 2,5 года?
Ольга Михеева: Если раньше мы только оценивали расходы бюджета, то теперь занимаемся анализом эффективности того или иного проекта. Что касается итогов, то наша работа полностью поддержана Министерством финансов РФ, а также была поставлена в пример.
Справка "РГ"
Госфинконтроль Самарской области с 2012 года и за девять месяцев 2014 года проверил использование свыше 250 миллиардов рублей, выделенных из регионального бюджета. Общий объем выявленных ведомством финансовых нарушений превысил 12 миллиардов рублей.