Неоднозначная бюджетная ситуация заставляет государство изыскивать дополнительные способы оптимизировать свои издержки при реализации проектов, направленных на повышение жизни граждан и конкурентного уровня отечественной экономики. Президент Владимир Путин подписал закон, который усиливает роль парламента в бюджетном процессе.
В этом году по действующему порядку правительство страны рассмотрело и утвердило ряд государственных программ без учета заключений комитетов Госдумы и Счетной палаты. Теперь же предполагается включить в объекты парламентского контроля наряду с государственными программами также и федеральные целевые программы (ФЦП). Кроме того, в течение 15 дней после поступления проекта документа из Правительства, комитеты Госдумы и Совета Федерации должны будут предоставить рекомендации парламентских слушаний в правительство по таким проектам государственных программ и других законодательных документов. Если в ГД поступает законопроект, но на него нет заключения правительства, то Совет Госдумы сможет в течение 30 дней требовать от кабинета министров заключения на документ.
Лишний механизм контроля за бюджетными средствами не повредит, уверен заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета госуправления РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Климанов. "Самим министерствам сложно договориться между собой без внешнего третейского судьи. Госпрограммы на федеральном уровне в последние годы принимались если не со скандалами, то с большими прениями и трениями между ведомствами", - вспоминает собеседник.
По его мнению, госпрограммы - это документ исполнительной власти, в составлении которого должны принимать участие и парламентарии. Такие документы должны приниматься в результате компромисса, считает эксперт. Сейчас же правительство посылает документы по госпрограммам и в Счетную палату, и в Госдуму. Бюджетный процесс часто "задваивается" и затягивается, поэтому и назрел момент для упорядочивания этого процесса.
Справка "РГ"
Парламентский контроль включает в себя право рассмотреть вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства, генпрокурора и Центрального банка, выступления в парламенте других федеральных чиновников, депутатские запросы и парламентские расследования. Российский парламент также утверждает федеральный бюджет и участвует в обсуждении основных направлений бюджетной и налоговой политики и в рассмотрении госпрограмм. Кроме того, парламент формирует Счетную палату - постоянный аудиторский орган. В 2013 году был принят отдельный закон о парламентском контроле.