Уже четыре месяца в Екатеринбурге на проспекте Ленина, 11а действует волонтерский пункт помощи жителям Донбасса. В трех небольших комнатах храма святителя Иннокентия Московского ежедневно дежурят добровольцы.
Мы беседуем с Натальей, Валентиной, Светланой и Ириной в трапезной, дверь в которую почти не закрывается: приходят горожане, приносят пуховики, шапки, варежки и сапоги - большинство переселенцев не готовы к уральским холодам. Поначалу они приезжали в шортах и сланцах, теперь - в джинсах и кроссовках. Сугробы в октябре повергают их в шоковое состояние.
Особым спросом пользуются лекарства: многие беженцы из-за резкой смены климата никак не избавятся от простуд. В дефиците предметы личной гигиены, кастрюли и сковородки, подушки и одеяла, тарелки, кружки, столовые приборы: выходцы с Украины снимают самое дешевое жилье, практически голые стены, поэтому любая бытовая мелочь - на вес золота. Продукты длительного хранения (крупы, макароны, чай, сахар, растительное масло) волонтеры закупают и выдают по спискам, эти пайки помогают дотянуть до первой зарплаты.
Женщины затрудняются сказать, сколько всего членов в волонтерской группе. Посменно дежурят в храме человек десять плюс активистки с сайта u-mama, которые ездят по городу на личных авто, собирают вещи, сортируют и отвозят в пункты временного размещения (ПВР) либо по адресам проживания беженцев, ведут информационную работу в Интернете. К "движению добра" естественным образом примыкают мужья, дети, родители, коллеги. Конечно, подустали, кое-кто даже пытался отойти от дел, но чувство ответственности не дает спать спокойно.
- Когда мы искали площадку для работы, четко понимали, что это должен быть центр города, так как 23 рубля (стоимость поездки в общественном транспорте) для беженцев - уже деньги. От проспекта Ленина до здания УФМС по Свердловской области - всего две трамвайные остановки. Так люди благодаря сарафанному радио и узнают о нас. Те, кто помоложе, находят информацию в соцсетях, - рассказывает Наталья. - Под волонтерский пункт отец Илья отдал личный кабинет и трапезную. Истинно христианский поступок: ничего не прося взамен, служители храма терпят неудобства, моют полы и туалет за посетителями, помогают разбирать вещи. Прихожане приносят одежду, обувь, денежные пожертвования.
Именно из-за пожертвований волонтерам пришлось завести журнал, куда вписывают данные получателей - для отчетности. В основном средства идут на покупку еды и лекарств. Сами скидываются на приобретение банных принадлежностей, нестандартной одежды и обуви, нижнего белья и т. п. Особенно тяжело приходится беженцам, самостоятельно прибывшим на Урал. Те, кого привозят по линии МЧС, имеют право находиться в ПВР, пока не оформят документы, остальных никто бесплатно не кормит. Живут они у родственников и знакомых, но нередки случаи, когда сердобольные хозяева через месяц-другой начинают косо смотреть на гостей.
Сегодня в базе данных добровольцев почти 500 семей, это около 1,5 тысячи человек - от младенцев до глубоких стариков. Невозможно равнодушно пройти мимо девушки на сносях, которая просит что-нибудь для малыша. Или мамы только что переболевшего воспалением легких ребенка, нуждающегося в ингаляторе. Вот и собирают приданое, ищут ванночки, кроватки, коляски - благо, много людей, готовых отдать такие вещи даром. Уже вошло в привычку покупать газеты бесплатных объявлений и выкладывать их в трапезной, искать на сайтах подходящие вакансии.
- Знаете, как мы радуемся, когда они рассказывают, что устроились: кто-то акушеркой, кто-то в троллейбусном депо, мужчины трудятся на стройках, женщин охотно берут продавцами, - улыбается Светлана. - А вообще, мы ведь не только для беженцев стараемся, нам удалось сплотить земляков с отзывчивым сердцем, начиная с 15-летней школьницы, купившей пакет гречки на карманные деньги, и заканчивая бабушкой, связавшей носки для переселенцев и вложившей в них иконку.
С другой стороны, волонтеры понимают, что не могут одеть, обуть и накормить всех. В первую очередь стараются обеспечить всем необходимым женщин, детей и стариков.
Посылка с надеждой
Разумеется, в волонтерском труде не обходится без ошибок и разочарований. Особенно неприятно, когда видишь, что люди, которым помог, занимают позицию иждивенцев.
- Во-первых, таких немного. Гораздо больше скромных: они лишнего не просят, а за помощь благодарят со слезами в голосе. Во-вторых, хронические бездельники есть в любом народе, но их можно быстро вычислить. Если посетитель ходит к нам регулярно, набирая полные сумки, а на вопросы о работе реагирует гневно, мы ему вежливо, но настойчиво даем от ворот поворот, - замечает Наталья. - Некоторые приезжие недостаточно энергичные, чтобы быстро занять себя реальным делом, а работать, как привыкли на родине, они не могут.
Волонтерам периодически приходится отбиваться от нападок троллей в Интернете: мол, не сильно ли большие запросы у беженцев? Не успеете оглянуться, как на шею сядут.
- Мы прекрасно понимаем, что люди приехали разные. Они не ангелы, тут и амбиции, и горечь от потери социального статуса, и растерянность, - отвечает Наталья.
Проще всего адаптируются дети, сложнее приходится пожилым и подросткам. Многие ребята в школах не признаются, что беженцы, - стесняются бедности. Приходится прибегать к хитростям, чтобы и одеть по моде, и тетрадками-карандашами обеспечить.
- Государство много делает для жителей Донбасса, но мы более мобильны, не должны ни перед кем отчитываться. Опытным путем пришли к идее адресной помощи: сначала собираем заявки по комнатам в ПВР, а потом формируем посылки, - рассуждает Наталья. - Благодаря членам "Автоклуба" на сайте е1 удалось организовать доставку гуманитарных грузов в глубинку. Отправили первый рейс в Краснотурьинск, на очереди - Реж.
Единственный вопрос, который общественникам вряд ли удастся решить без благотворительных организаций, - это аккумулирование безналичных пожертвований. Их можно было бы направить на оплату проживания в хостеле или аренду дешевого жилья, пока беженцы ищут работу. Использовать для этих целей чью-то банковскую карту волонтеры не рискуют.
Яков Силин, заместитель председателя правительства Свердловской области:
- Спасибо волонтерам и благотворителям за помощь. Если они видят какую-то проблему, пусть расскажут о ней, будем разбираться: это системная ошибка или просто человеческий фактор. Бывает, жалобы связаны не с халатностью в ПВР, а с тем, что ожидания людей не совпали с реальностью. Никто в регионе не ожидал такого потока беженцев, не держал пустыми санатории "на случай войны", но мы всех стараемся принять, всем помочь. Львиная доля средств, которые тратятся на содержание ПВР, - это средства бизнеса и резервного фонда правительства области.Уже 39 миллионов рублей выделили исходя из федеральной нормы 800 рублей в день на человека. Деньги на руки не выдаем, перечисляем безналом на оплату коммуналки, питания, транспорта. Федеральная субсидия этих сумм не покроет, она меньше, к тому же еще не поступила в регион. Деньги с благотворительных счетов, открытых муниципалитетами, идут на финансирование затрат, связанных с обустройством или решением личных проблем беженцев.
Наша принципиальная позиция: все, кто может, должны работать, пусть даже не по специальности. В регионе 64 тысячи свободных мест, проведены 52 ярмарки вакансий для беженцев. К нам приехали толковые люди, которые, я уверен, смогут быстро сделать карьеру в России. 58 процентов желающих трудиться граждан Украины уже нашли работу.
Убедительно просим свердловчан: если вы пригласили к себе жителей Донбасса, осознавайте, что несете за них моральную и материальную ответственность. Всем трудно, надо потерпеть. На Урал прибывают такие же люди, как мы, но пережившие войну, личную трагедию. И наш человеческий долг - поддержать их в трудную минуту. Россия в беде никого не бросит.
Как связаться с волонтерами?
Группа "ВКонтакте": тема "Беженцы в Екатеринбурге".
Адреса волонтерских пунктов: Екатеринбург, пр. Ленина, 11а: понедельник-пятница с 11.00 до 18.00, суббота, воскресенье - с 12.00 до 15.00.Верх-Исетский рынок, павильон № 86: четверг-воскресенье с 13.00 до 18.00.