Центр создается в форме федерального государственного бюджетного учреждения. По словам директора научно-технического центра ОАК Владимира Каргопольцева - одного из самых компетентных ученых в области авиастроения, идея создания такого центра зрела давно. И он полностью отвечает вызовам времени. Дело в том, как подчеркнул Владимир Каргопольцев, многие научно-исследовательские задачи, решаемые в ходе проектирования перспективной авиатехники, лежат на грани смежных дисциплин - материаловедения, аэродинамики, прочности. Успешное их решение возможно только при условии грамотной координации работ самых различных институтов.
Важно и то, что новый центр получит права не только на проведение комплексной научно-исследовательской деятельности, но и на продвижение полученных результатов на мировой рынок.
В минпромторге также отмечают, что создание центра позволит создать интегрированную структуру в авиационной науке, чтобы консолидировать научно-исследовательский, технологический и кадровый потенциал ключевых научных центров страны.
Своевременность организации единого научного центра в том, что отечественный авиапром вышел из затянувшегося кризиса. И сейчас создаются самолеты будущего - гражданский лайнер МС-21, истребитель пятого поколения Т-50, перспективный авиационный комплекс дальней авиации, то есть бомбардировщик-ракетоносец пятого поколения. Это масштабные проекты, воплощающие в себе самые передовые авиационные технологии.
Где будет находиться штаб-квартира нового центра - сейчас решается. Возможно, в подмосковном Жуковском, который планируется сделать центром авиастроительных компетенций. Кстати сказать, там завершается строительство большой штаб-квартиры Объединенной авиастроительной корпорации, открытие которой запланировано на следующий год и будет приурочено к началу работы Международного авиакосмического салона МАКС-2015.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" планируется сформировать в два этапа.
На первом этапе в его состав предполагается включить "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского", "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина", "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова", "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" и "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем". Все эти предприятия - государственные и унитарные, то есть деятельность их жестко регламентирована.
Поэтому для повышения управляемости и оптимизации финансирования создаваемого центра на втором этапе предполагается их преобразование в федеральные автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых будет осуществлять Федеральное государственное бюджетное учреждение "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского".
В состав наблюдательного совета, который будет сформирован при центре, войдут 15 человек, в том числе представители президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, правительства, РАН РФ, организаций промышленного и оборонно-промышленного комплексов. Там также будут представлены генеральный директор и правление центра. Члены наблюдательного совета назначаются на пятилетний срок.
Центры, подобные тому, что создается сейчас в России, давно и успешно работают во многих промышленно развитых странах. Это NASA в США, ONERA во Франции, DLR в Германии, CAE в Китае.