"Сегодня ситуация обязывает нас, и мы ощущаем гражданский долг отказаться от слова "советский", - заявил президент компании Samsonas Альфредас Римидис, пояснив, что будет выпускать ту же колбасу, но под другим названием - Samsonas.
Между тем "Советская" колбаса в Литве в последние годы уверенно занимала 8-е место в списке популярнейших продуктов.
"Эта борьба со всем советским напоминает шизофрению. Производители готовы тратить на переименовку и рекламу своей продукции огромные деньги, вместо того чтобы сохранять существующие бренды. В остальной Европе бережно относятся к своей истории и товарам, ставшим брендом", - сказал "РГ" директор продуктового магазина в Клайпеде Альгидас. Он признался, что "Советская" колбаса хорошо продавалась, и ему жаль с ней расставаться. "Я сам ее любил в салате оливье или жареной на завтрак", - вздыхает Альгидас. И добавляет: - Придется ездить за ней в Россию".
Однако за старыми советскими брендами можно ездить не только в Россию, но и в Латвию и Эстонию. Там на прилавках магазинов до сих пор можно увидеть сыр "Российский", "Советское шампанское", шоколад "Бабаевский". Как рассказал "РГ" латвийский политолог Александр Видякин, в Латвии прилавки остаются вне политики. "Почти все самые популярные бренды и продукты родом из СССР. Производятся сырки "Дружба", колбасы "Московская" и даже "Советская" (латвийского производства), "Рижские шпроты", печенье "Юбилейное", пиво "Жигулевское", водка "Столичная" и "Московская". Покупатель выбирает хорошо известные торговые марки не только по привычке, но и, конечно же, ностальгируя по качеству советских продуктов. Умные производители этим пользуются, не забывая, что товары с известными брендами могут успешно выйти на рынки РФ и СНГ", - признает он.
Латыши, соскучившись по советской сгущенке, стали сами ее производить в Резекне. Так ее и назвали "Сгущенка". Все конфеты и шоколад, производящиеся в России еще с советских времен, такие как "Аленка", "Мишка на севере", "Каракум" и многие другие, до сих пор составляют мощную конкуренцию латвийскому конфетному гиганту "Лайма", который, кстати, не стал менять названия конфет, выпускаемых еще при СССР.
"К сожалению, в Прибалтике не осталось лимонадов "Буратино", "Тархун", а также консервов, таких как "Завтрак туриста", - пожаловалась корреспонденту "РГ" эстонская пенсионерка Ирма. Она призналась, что пьет эти лимонады, когда приезжает к родственникам в Россию. "А домой везу из Питера немного колбасы, икру и алкоголь, который в России дешевле. И всегда привожу некоторые старые советские лекарства, которые в ЕС не имеют сертификата, но к которым я привыкла. Например, активированный уголь", - рассказала она.
Кстати
Опрос ВЦИОМ показал, что 66% граждан РФ старше 18 лет слышали о советских продуктовых брендах. Пальму первенства по популярности прочно удерживает известная на всем постсоветском пространстве "докторская" колбаса.
Из тех, кто постоянно покупает продукцию под советскими брендами, лишь 5% в своем выборе руководствуются ностальгическими воспоминаниями. В большей степени их, по собственному признанию, привлекают высокое качество (30% ) и вкус (24%) продукции, сообщают социологи.