- Екатеринбург могут перестроить по примеру Нью-Йорка, где пять тысяч муниципалитетов, и все они нормально функционируют, а город остается единым городом, - разъясняли жителям свое решение депутаты.
Но иноземный пример на Урале восприняли без оваций. Власти Екатеринбурга тут же заявили о неприемлемости дробления миллионного города ни на пять тысяч "американских", ни на семь местных районов. "Екатеринбург - это единый организм, и нельзя его ломать. С городом надо разговаривать", - высказал корреспонденту "РГ" свою позицию мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
И дело тут не столько в политических взаимоотношениях, сколько в принципиальных подходах к развитию регионов, считает он.
- Стране нужны сильные города, она на них держится. Таким Екатеринбург стал в начале девяностых, когда здесь были приняты дальновидные управленческие решения по ликвидации районных дум. Убрали излишнюю политизированность на местах, и сразу заработали реальные рычаги управления мегаполисом, - говорит Евгений Ройзман.
Солидарен с этим и полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских. Его слова: "Не надо ломать муниципалитеты через колено", - приводили в разговоре со мной и сторонники и противники реформы. Как известно, федеральный закон о местном самоуправлении изначально предполагает вариативность - регионы должны сами выбирать структуру МСУ и доказать жителям эффективность сделанного выбора. Конечно, никто не ожидал, что выбор "на местах" будет таким шумным и трудным. Сторонники преобразований считают, что доводов у них не меньше, чем у оппонентов. По словам одного из разработчиков уральского варианта закона политолога Александра Предеина, реформа призвана фактически создать самый близкий к людям уровень власти.
- Большинство горожан не знают, кто представляет в Думе их район, к кому обращаться за помощью, а попасть на прием к сити-менеджеру немногим проще, чем слетать на Луну. По факту в крупных городах сложилась ситуация, когда местной, близкой к народу власти нет вовсе. Отсюда многочисленные проблемы: грязь на улицах, неблагоустроенные дворы, аварийные деревья. Даже если бы в екатеринбургской мэрии работали исключительно честные и добросовестные люди, им все равно не удалось бы уследить из своего красивого здания с башенкой за каждым тротуаром или кустиком, - говорит Предеин. - Невыгодна эта схема, пожалуй, лишь самим чиновникам, многие из которых обленились за десятилетия отсутствия народного контроля над их деятельностью.
Этот очевидный довод о доступности власти безоговорочно приняли в соседнем с Екатеринбургом Челябинске. Столица Южного Урала стала первым в стране городом, где уже в реальности осуществляют реформу. Здесь создана двухуровневая система местного самоуправления. В единый день голосования 14 сентября выбрали депутатов в семь районных Советов - всего 170 человек. Из них 49 избранников будут делегированы в горсовет, там определяться с председателем, который одновременно будет мэром Челябинска.
За тем, как развиваются события в бесконфликтном Челябинске, пристально наблюдают в Екатеринбурге. Глава горизбиркома Илья Захаров уверен: эксперимент с муниципальной реформой на Южном Урале рано принимать за образец. По его информации, соседи столкнулись со множеством проблем, в том числе с дележом депутатов по районам и обеспечением их полномочиями, которые не подкреплены бюджетом.
Но терпеливо почивать на позиции наблюдателя свердловские власти все-таки не хотят. Группа по разработке собственного законодательства пытается найти компромиссы между сторонниками и противниками муниципальной реформы". "Пряники" выложили на днях. Во-первых, муниципалитетам обещали не назначать досрочных выборов, а полномочия действующих депутатов и глав городов сейчас действительны до 2018 года. Во-вторых, предполагается не отменять прямые выборы мэра в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. И в-третьих, готовы прислушаться к гласу народа. Для этого в документе предусмотрены три способа: народные слушания, публичные консультации в Интернете или социологические исследования на официальном сайте госоргана. Механизм плебисцита пока не ясен. Власти города считают, что нужно пройти в каждую квартиру, избирком согласен и на треть горожан, а пользователи Интернета предупреждают: главное, чтобы "народное волеизъявление" не превратилось в опрос блогеров.