"Горячую линию" для жалоб на законы открыли в МГЮА

В Университете им. Кутафина (МГЮА) создан ситуационный центр, который собирает самую актуальную (а местами даже горячую) информацию о том, как работают наши законы.

Любой человек, обнаруживший пробелы в законодательстве, мешающие жить, может набрать номер +7 (499) 244-888-2 и сообщить об этом. Именитые правоведы примут информацию к размышлению.

Одно из последних предложений, поступивших от читателей "РГ": строительные компании взяли в привычку создавать в построенных ими домах подконтрольные ТСЖ, назначая председателями своих людей. Сместить потом подобного засланного начальника бывает очень трудно. Есть случаи, когда такие председатели буквально фальсифицируют документы, но ни прокуратура, ни жилищные инспекции интереса к тому не проявляют. Жильцы, обивающие пороги инстанций, для чиновников, как правило, просто жалобщики. А председатель ТСЖ - официальная фигура.

Секрет преданности таких глав ТСЖ строительной компании прост: застройщики назначают на этот пост своих сотрудников, получивших каким-то образом квартиры в доме. За жилье или еще по каким-то причинам такие председатели, не щадя сил, охраняют интересы компании. Поэтому, может быть, стоит принять в законе норму, запрещающую сотрудникам строительных компаний становиться председателями ТСЖ в построенных фирмой домах?

Напомним, несколько лет назад министерство юстиции начало масштабный проект по правовому мониторингу. Ведомство собирает по всей стране информацию, какие проблемы возникают в правовом поле и что нужно изменить. К этой работе подключилась Ассоциация юристов России и лучшие юридические вузы страны.

"В задачи нашего Ситуационного центра входит сбор материала о сложившейся практике применения законодательства, разрабатываемых законах и иных нормативно-правовых актах, который осуществляется по самым разным каналам, включая прямые телефонные линии, - рассказал ректор МГЮА Виктор Блажеев. - Затем экспертные группы тщательно анализируют собранные материалы, обобщают, вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства".

После материалы направляются в Госдуму и правительство. Многие поступившие сигналы становятся темами для научных исследований.

Таким образом, на базе центра осуществляется экспертное сопровождение законодательной и правоприменительной деятельности. По словам молодых ученых, работающих в центре, масса вопросов касается качества принимаемых законов, сложности усвоения текстов законов как с юридической, так и лингвистической точки зрения.

"Действительно, проблема качества законодательной работы стоит сегодня крайне остро, - соглашается Блажеев. - С одной стороны, архаичных и простых законов быть не может, так как они превратятся в сложно применяемые многотомные талмуды. Федеральные законы регулируют крайне сложные группы общественных отношений. Для этого нужен профессиональный юридический инструментарий".

Не каждый юрист в состоянии подготовить качественный законопроект. "С другой стороны, принимаемые законы должны быть понятны тем, кто руководствуется ими в своей повседневной деятельности, - считает ректор МГЮА. - Потому речь должна идти не о простоте законов, а о четкости и понятности формулировок. Как раз этого порой не хватает в принимаемых законах".

По мнению экспертов, проблема в том, что сегодня работа над законами организована не так, как следует. Если по правилам, то разработкой законов должны заниматься рабочие группы, в состав которых необходимо включать как практиков, так и представителей разных научных юридических школ и правоприменителей. В противном случае неизбежен односторонний подход.

Кстати

Правоведы предлагают ввести в образовательные стандарты средней школы обязательную дисциплину по основам права. Решением этой задачи будет заниматься созданная в мае этого года Ассоциация учителей права и обществознания, одни из учредителей которой - Ассоциация юристов России и Московский государственный юридический университет им. Кутафина.