06.11.2014 04:16
    Поделиться

    На север Якутии будут доставлять тарированное топливо

    В расположенном близ Якутска поселке Жатай пущена в эксплуатацию линия по розливу нефтепродуктов в мелкую тару.

    Бензином различных марок и дизтопливом здесь наполняют канистры емкостью 25 и 40 литров, причем специальную пластиковую тару производят тут же. Чтобы наладить ее выпуск, организаторам производства пришлось обратиться за помощью в несколько НИИ, поскольку нигде в мире взрывоопасные вещества не тарируют, подобно сокам и молоку. Ученые разработали специальный состав пластика, который запатентован.

    - По сути, вся линия - наше ноу-хау, - отмечает Игорь Никитин, руководитель предприятия "Саханефтегазсбыт", уполномоченного правительством республики обеспечивать северный завоз ГСМ.

    Для чего все это затеяно? Много лет жители отдаленных и северных населенных пунктов требовали от региональных властей наладить бесперебойные поставки топлива. Но как сделать это для множества маленьких сел, расположенных в сотнях километров от дорог? Строить в каждом заправочные станции - никакой бюджет не выдержит.

    Проблему попытались решить за счет монтажа небольших контейнерных АЗС, которые стали выпускать местные судостроители. Их разместили там, где возможна хотя бы нулевая рентабельность. Но даже такие заправки оказались убыточными в селах, где проживает по нескольку сотен человек. Да и не очень удобны, как выяснилось, такие контейнеры. В них вмещается 30 кубометров ГСМ трех видов. Этого количества хватает примерно на месяц. А период полного бездорожья на якутском севере может достигать четырех месяцев. Поэтому люди завозили и завозят топливо впрок бочками. Миллионы этих бочек ржавеют в тундре с советских времен, и никто не знает, что с ними делать.

    - Запущенная линия позволит нам доставлять бензин и дизтопливо в такие населенные пункты в удобных емкостях в любых количествах, - рассказывает Игорь Никитин. - Потребности труднодоступных районов - 16 тысяч тонн в год. Мы полностью закроем их при работе в две смены. Перевозить тарированное топливо можно будет по зимникам как в контейнерах, так и на обычных полуприцепах. Канистры очень прочные.

    В первом квартале будущего года планируется поставлять бензин в канистрах в 60 населенных пунктов Якутии

    На то, чтобы обеспечить все отдаленные села контейнерными АЗС, потребовалось бы 5,2 миллиарда рублей. Линия же обошлась примерно в 200 миллионов. Для предприятия выгода очевидна. А во что обойдется тарированное топливо потребителю?

    - Оно будет отпускаться по той же цене, что и на заправках, - утверждает Никитин. - Единственное условие: за канистру надо будет заплатить 1000 рублей. Залил из нее бензин в бак - другую получай уже бесплатно.

    Емкости станут оборотным средством. А если кто-то вообще решит отказаться от этой услуги, канистру можно будет сдать и получить за нее 900 рублей. Сотня - это эксплуатационный сбор.

    Корреспондент "РГ" попытался по телефону опросить жителей нескольких отдаленных сел - как они оценивают подобное решение. Но рассуждать о тарированном топливе теоретически мужики не захотели. Ответы были примерно одинаковыми:

    - Вот как начнут возить - тогда и посмотрим.

    Впрочем, главы некоторых муниципалитетов, побывавшие на открытии линии, оценили новшество. Первым покупателем стал Нюрбинский улус, заключивший с предприятием договор на поставки тарированных ГСМ для пяти труднодоступных сел. А в первом квартале будущего года организаторы проекта планируют поставлять бензин в канистрах уже в 60 населенных пунктов.

    Если дело пойдет, будет решена сложнейшая застарелая проблема, над которой специалисты ломали головы не один год.

    - Цех создан, технологические вопросы сняты. Теперь мы будем заниматься доведением этого продукта до потребителя, - заявила во время запуска линии председатель правительства республики Галина Данчикова.

    Поделиться