Баграт Гегамович, это уже третий подобный форум. На сей раз были не только доклады, но и обсуждение самых сложных больных в режиме оn-line?
Баграт Алекян:. Приехали почти 1 тысяча специалистов из 54 субъектов Российской Федерации. С очень интересными докладами выступили представители Краснодара, Кемерово, Красноярска, Самары, Казани. Несмотря на все достижения последних лет, смертность от острого инфаркта миокарда остается довольно высокой и у нас, и в мире: 20% больных спасти не удается. Инфаркты заметно молодеют.
Почему? Сказываются стрессы?
Баграт Алекян: Вы правы, стрессы ведут к инфаркту. Однако важнее курение и неправильное питание. Вот можно спросить: какой у вас холестерин? Многие не знают. А это вопрос не праздный. Холестерин откладывается на стенках сосудов и приводит к их закупорке и - инфаркту миокарда.
Достаточно правильного питания, и мы уйдем от острого инфаркта?
Баграт Алекян: Если бы так! Научить правильно питаться практически невозможно. Нет большей загадки, чем инфаркт миокарда. Поэтому главное - уметь его предупреждать и лечить. Мы лишь мечтаем, чтобы в общественных местах любой человек, пусть даже за небольшую плату, мог, торопясь на работу, измерить артериальное давление и частоту пульса. Элементарная вещь во многих странах. А у нас этого нет даже в Москве.
Только не надо думать, что ситуация с инфарктом не меняется в лучшую сторону. За последние шесть лет есть положительные сдвиги. Национальная программа лечения острых сосудистых заболеваний дает свои плоды. Я могу оперировать фактами. Мы добились, что не только в Москве, но и во многих регионах основным методом спасения от инфаркта миокарда стало стентирование коронарных сосудов. То есть в первые часы начавшегося инфаркта больной доставляется в специализированную клинику, где ему без разрезов через пункцию сосуда вводится стент, который устраняет сужение артерии. Восстанавливается нормальный кровоток, и инфаркта нет. Таких операций в 2005 году в России было выполнено всего лишь 4000, в 2013 году - более 41 000.
Стенты импортные или российские? Они доступны?
Баграт Алекян: Всем россиянам, у которых случился острый инфаркт, повсеместно оказывается бесплатная помощь.Включая имплантацию стента.
Но ведь сам стент стоит не меньше 20 000 рублей и его еще надо установить? И это все за счет государства? В любом городе?
Баграт Алекян: Ответственно заявляю, эта процедура действительно дорогая: 160 000 рублей - деньги не маленькие. И их нам перечисляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. А сами стенты пока импортные.
А стенты, которые рассасываются?
Баграт Алекян: Такие стенты широкого применения в мире пока не нашли.У нас они ставятся, если регион за операцию с имплантацией такого стента выделяет квоту - 203 000 рублей.
До сих пор немало крупных медиков убеждены, что острый инфаркт лучше лечить консервативным путем. Этот бесконечный спор между кардиохирургами и кардиологами-терапевтами длится больше полувека?
Баграт Алекян: Есть объективная реальность. Обычное консервативное лечение острого инфаркта миокарда, т.е. без хирургического вмешательства, дает 20-22% смертности. В то время как своевременная имплантация стента в коронарную артерию приводит к снижению смертности до 5%.
Но почему же столько противников у того же стентирования?
Баграт Алекян: Нет более консервативной профессии, чем медицина. И, если хотите, это правильно. Здесь не всякое новаторство должно приветствоваться. Речь идет о человеческой жизни, но не считаться с объективными реалиями нельзя. Другое дело, что не везде есть достаточное количество специалистов, которые могут работать на современном уровне. А стентирование, при всех условиях, это самый современный уровень оказания помощи больным с острым инфарктом миокарда. Впервые на нашей конференции объединились три российских научных общества - кардиологов, кардио- и эндоваскулярных хирургов.
Это хороший знак. И не случайно на конференции встал вопрос о регистрах.
Баграт Алекян: В данном случае под регистрами подразумевается учет всех инфарктников на территории всей России. Нет данных о том, какого вида помощь оказана тому или иному больному. Конечно, страна у нас огромная, регионы разные, условия в них тоже разные. В одних регионах центры оказания современной помощи доступны, а в других до них добраться трудно. А добраться надо, потому что современная помощь должна быть доступна, вне зависимости от того, где живет человек, у кого случился острый инфаркт. Нужен четкий регистр. Он поможет правильно распределить силы, правильно направлять средства.