Гости с Белого моря - бывшие участники легендарной джаз-группы Владимира Резицкого "Архангельск" - представили очень "нордическую", сдержанную программу. Поморские напевы с причитаниями, крики чаек, шум прибоя - голос и флейта Константина Седовина имитировала целый спектр характерных звуков. К своим проектам ансамбль нередко привлекает народные хоры и танцоров, но в Воронеже состав был традиционным: гитарист Тим Дорофеев (он же пишет музыку для "Архангельска"), ударник Олег Юданов, контрабасист Николай Клишин.
Квартет Black Sea, собранный известным саксофонистом Анатолием Вапировым, объединил исполнителей из разных стран, расположенных в бассейне Черного моря. Помимо самого Вапирова, который уже 30 лет живет в Болгарии, это его земляк перкуссионист Стоян Янкулов (стал знаменит и востребован на эстраде после участия в "Евровидении", но не оставил и серьезную музыку), венгерский скрипач Золтан Лантош и басист из Греции Кайотис Киорсоглу. Каждый играет сразу в нескольких группах, но заметно, что в таком составе музыкантам особенно комфортно.
- Мы знакомы много лет, а квартет создали три года назад, для одного фестиваля. После первой же песни зал закричал "бис!" - и я понял, что концепция верна. Обычно и одного-то партнера в джазе найти очень трудно - чтобы он импровизировал так же, как ты, имел похожее композиторское мышление. А тут сразу трое! К сожалению, нам нечасто удается выступить вместе - у всех ребят очень плотный концертный график, - рассказал Анатолий Вапиров.
Участники квартета единогласно признают Анатолия Петровича своим "боссом", но на сцене все они равноправны - по традиции право начать композицию переходит от одного к другому, чтобы не сложилось монополии. Но в шутку музыканты могут и посоперничать - так, воронежцы увидели "битву ударников", когда Киорсоглу перевернул свою гитару и принялся постукивать по задней деке, как бы вызывая на спор тупан (балканский барабан) Янкулова. По словам Кайотиса, ему непросто бывает выйти за те рамки игры, которые заложены с детства, уйти от себя самого: "Как сказал один мой товарищ, мы всю жизнь играем одну мелодию - только с вариациями".
Расширял границы инструментального звучания и Золтан Лантош - его скрипка откликалась на щипки, тренькала, гудела, но при этом всегда была готова деликатно отступить перед саксофоном "босса". "Мы связаны невидимым миди-кабелем", - улыбнулся Янкулов.
- Подготовка к концерту всегда минимальная - обсуждаем материал, его структуру, а собственно музыка возникает здесь и сейчас. Мы в этом смысле представители старой школы - этой сейчас джазмены взяли моду заранее расписывать и разучивать партии… - пояснил Лантош. - И пускай звук в итоге не идеален - общий уровень будет высокий, все-таки мы профессионалы. Каждый ищет способы раздвинуть свою звуковую вселенную, она же не менее важна, чем мелодия. "Фокус" с инструментом - не самоцель, а путь к большей полноте. Стиль Black Sea Quartet мы никак не называем - возможно, я бы его охарактеризовал как world jazz.
Прямых цитат из венгерской, греческой или балканской народной музыки в композициях квартета не было, кредо коллектива - авторское высказывание.
- Мы не делаем джазовые аранжировки этнической музыки, это нельзя назвать одним термином - фолк, джаз, фьюжн… Эклектика - может быть, такое понятие подойдет, но оно широкое. Мы играем спонтанную музыку. А как ее окрестят критики, меня в общем мало волнует, - признался Анатолий Вапиров. - В джазе, увы, спонтанную музыку ассоциируют с английским авангардом - кричащим, резким. А она может быть и очень лиричной. Я убежден, что джаз в будущем будет питаться только фольклором, а его "мейнстримные" формы останутся в музее. Впрочем, сейчас мы эту смену вех уже наблюдаем.