Театр - известный, книжка Кейт ДиКамилло - популярная, спектакль - хорошо принятый столичной критикой. Этакая "Одиссея" для детей, где главный герой - самовлюбленная фарфоровая игрушка - попадает в дурную бесконечность "реинкарнаций", чтобы в конце концов познать смысл любви и надежды на нее. Словом, сказка, несмотря на очевидную (для взрослых) вторичность сюжета, неизбежно должна была привлечь внимание воронежских театралов разных возрастов.
Постановка, действительно, впечатлила публику - прежде всего точностью визуальных решений: современных и при этом не конъюнктурных, художественно оправданных. Видеопроекции вместо громоздких декораций и реплик "от автора", тени, зримое разделение планов-миров: реального (там сидит только бабушка-сказочница и музыканты, да еще бродяга со своей собакой показывает акробатический этюд) и условно-фантастического, где кролик переживает свои злоключения, размышляет и меняется.
Актеры - в большинстве своем - нашли компромисс между тонкой игрой "для взрослых" и той нарочитостью, "балаганностью", которая бывает свойственна тюзовским спектаклям. Хотя местами было трудно избавиться от ощущения, например, что перед тобой не бабушка девочки Абилин, а именно актриса МХТ, не вышедшая из своего предыдущего образа.
При всей трогательности истории герою сочувствуешь скорее вопреки, чем благодаря. Пожалуй, виной тому инсценировка - несколько топорная, оставившая от полнокровной книжки худосочную схему. Внутри каждого из маленьких эпизодов, на которые разбито странствие кролика Эдварда, речь живая, эмоции достоверные - все как полагается. А потом рраз! - и как будто кто-то пультом щелкает, чтобы переключиться на другой клип.
В результате вы видите набор довольно однотипных испытаний (новый хозяин - переименование - переодевание - новая функция - расставание), которые к концу изрядно утомляют. Эпизод с тем, как танцующего Эдварда забраковал "воротила шоу-бизнеса", выглядит абсолютно немотивированным: только что человек одобрительно кивал, глядя на кривляние игрушки, но вдруг заявил, что у него отняли много времени, и расшиб ей фарфоровую голову. Сообразить, что к чему, в промежутках между клипами порой сложно, особенно если ты юный зритель.
Но юный зритель тем и прекрасен, что не склонен придираться. Притча о том, что любовь - это когда ты перестаешь думать о себе, в наше время по-особенному актуальна. И обращенные к кролику Эдварду (Александру Молочникову) тоненькие крики "браво" в зале воронежского драмтеатра стали лишним тому подтверждением.