Эти новации заложены в законопроекте, который на следующей неделе будет рассматривать Госдума. Эксперты неоднозначно оценили инициативу - ее последствия видятся им по-разному. Но они сошлись в одном: как ни крути, а госмонополия на табак до добра не доведет.
Итак, законопроект предусматривает, что производить табачную продукцию в России смогут только госпредприятия. Под ними подразумеваются госкорпорации, госкомпании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества с преобладающей долей госсредств в уставном капитале. Продавать в России можно будет только сигареты, произведенные госпредприятием или завезенные из-за рубежа. По мнению авторов документа, это позволит снизить уровень смертности от потребления табака и при этом повысить приток средств в бюджет.
Однако, по мнению сопредседателя Российской антитабачной коалиции Дарьи Халтуриной, результат может быть противоположным. По ее словам, госмонополия на табак есть, к примеру, в Китае, где распространенность курения еще выше, чем в России - примерно 40 процентов населения, притом что там курит мало женщин. Есть она и в Японии (там компания-производитель сигарет принадлежит минфину, и, кстати, больше трети табака на российском рынке ею как раз и произведено).
"Когда в государстве устанавливается такая госмонополия, то интересы производителей зачастую начинают ставиться выше, чем здоровье потребителей, показывает мировой опыт, потому что происходит сращивание интересов государства и "табачников", - говорит она. Кроме того, такие страны начинают блокировать на международном уровне антитабачные движения. Выгоднее поднять акцизы и так ограничить прибыль производителей и пополнить бюджет.
По мнению члена экспертного совета при правительстве России, сотрудника РАНХиГС Вадима Новикова, если у нас появится госмонополия на табак, то ситуация в ней будет, как в ЖКХ и других секторах, жестко регулируемых государством. Как минимум табачная продукция станет менее качественной и более дорогой, считает он. И это будет на руку зарубежным производителям, ведь их товар станет востребованнее.