Барак Обама выступил за сухопутную войну с "ИГ"

В четверг ряд российских СМИ сообщили о намерениях президента США Барака Обамы запросить у конгресса разрешение на проведение наземной операции против группировки "Исламское государство" (ИГ). Обама действительно выступил перед журналистами на тему перспектив его последующих двух лет пребывания у власти с учетом перехода конгресса под полный контроль республиканской партии. Часть его выступления была посвящена кампании против ИГ.

"Я намерен работать с конгрессом по вопросу нового разрешения на использование военной силы против ИГ", - заявил Обама, перечисляя темы, по которым он ждет поддержки от парламентариев.

Впрочем, на самом деле речь здесь не шла о наземной операции. Дело в том, что, принимая решение о нанесении воздушных ударов по позициям "Исламского государства" в Ираке, а затем в Сирии, президент не консультировался с конгрессом, а лишь информировал законодателей о своих действиях в уведомительном порядке. Его советники объясняли это тем, что полномочия применять силу против "ИГ" Обаме якобы дают решения конгресса более чем десятилетней давности, которыми санкционировались военные кампании против "Аль-Каиды" в Афганистане и правительства Саддама Хусейна в Ираке. И хотя сама идея бомбардировок Ирака и Сирии в той или иной степени пользуется поддержкой конгрессменов, президента раскритиковали за действия в обход парламента.

Так что теперь Обама все же решил "обновить указанные авторизации с тем, чтобы подстроить их под текущую кампанию против ИГ". "Они были созданы под специфические задачи в Ираке, возникшие против терактов 11 сентября 2001 года , - пояснил президент. - Теперь у нас совсем другой враг и другая стратегия". "Кампания против ИГ рассчитана на долгий срок, в течение которого предстоит укрепить правительство и вооруженные силы Ирака, убедиться, что в дополнение к прикрытию с воздуха у них будет возможность вести наземную операцию против ИГ и оттеснить боевиков на некоторых территориях". Что касается Сирии, тот тут, по словам Обамы, "все сложно, и фокус заключается не на разрешении ситуации в целом, а на ограничении территорий, где действует ИГ".

Другим приоритетом во внешней политике американский лидер назвал переговоры по ядерной программе Ирана. Здесь он отметил, что Россия, "несмотря на разногласия с США, вносила конструктивный вклад в процесс поиска решения".

После победы республиканской партии (РП) на выборах Обаме придется внимательнее слушать своих оппонентов, ведь контроль над обеими палатами дает им рычаги влияния на него: они смогут блокировать предложенные им кандидатуры на должности в администрации и судебных органах, влиять на формирование бюджета.

В пятницу Обама примет в Белом доме группу конгрессменов во главе с будущим лидером республиканского большинства в сенате Митчем Маконнеллом и спикером палаты представителей Джоном Бейнером. Тема встречи - обсуждение перспектив совместной работы и, в частности, военная кампания против ИГ в Ираке и Сирии.

В комитете по вооруженным силам кресло председателя, вероятно, займет сенатор Джон Маккейн, ранее выступавший за наземную операцию против "ИГ"

Смена большинства в верхней палате кардинально американскую внешнюю политику не изменит, но можно ожидать корректировок на отдельных направлениях. Победа даст республиканцам руководство во всех профильных комитетах верхней палаты. Так, в комитете по вооруженным силам кресло председателя, вероятно, займет сенатор Джон Маккейн, ранее выступавший за наземную операцию против ИГ. Такая позиция находит понимание и у других республиканцев, так что со временем можно ждать растущего давления на Обаму в этом вопросе. Что до Ирана, то президенту будет непросто убедить конгресс в необходимости отмены санкций в случае достижения соглашения по ядерной программе Тегерана.

От республиканского конгресса можно ждать пересмотра программы сокращения военных расходов США. "Им следовало бы начать с оборонного бюджета, которому грозит дальнейшее сокращение. В период, когда США сталкиваются с новыми вызовами по всему миру, конгресс должен перевернуть ситуацию и прекратить урезание расходов на оборону", - считает эксперт Foreign Policy Initiative Дэвид Адесник.

Во внешней торговле можно ожидать поддерживаемой консерваторами либерализации режимов экспорта американских нефти и газа на мировые рынки, что со временем может конвертироваться в политический инструмент, а также новых договоров о свободной торговле. Газета New York Times отмечает, что с победой РП "возрастает вероятность заключения США нового договора о свободной торговле со странами Азии (Транс-Тихоокеанское партнерство), поскольку РП традиционно симпатизирует таким соглашениям". Администрация Обамы также поддерживала эту идею, однако препятствием было сопротивление лидера демократов в сенате Гарри Рида.

Что до России, то эксперты не видят здесь предпосылок для заметного потепления. "Политический заряд для сотрудничества улетучился, а хуже всего, что за минувший год был ликвидирован технический уровень взаимодействия в виде двусторонней президентской комиссии, - констатирует директор института Кеннана по России и СНГ в Центре Вудро Вильсона Мэттью Рожанский. - Тем не менее можно ожидать ужесточения риторики в отношении РФ и ее президента со стороны конгресса, члены которого в сущности без особого политического риска для себя смогут делать такие выпады. Но рано или поздно конгресс должен будет заняться насущными проблемами в управлении страной, включая внешнюю политику и интересы в сфере национальной безопасности. Здесь нет иного пути кроме сотрудничества с Россией по общим вызовам и угрозам, включая борьбу с "Исламским государством" (ИГ) и ростом исламского экстремизма в целом. В этом интересы России и США практически совпадают".