В Воронеже джазмены рассказали, как покорить Нью-Йорк

Пианино и труба в руках признанных мастеров не сливаются в одну мелодию, а соревнуются и подстегивают друг друга. Контрабас, клавиши и ударные рассказывают о самых потайных уголках земли. Каждый концерт фестиваля "Джазовая провинция"в Воронеже - это путешествие. С гостями третьего дня мы отправились в Америку, Израиль и вспомнили о русских традициях.

7 ноября фестиваль порадовал воронежцев настоящими виртуозами музыки. Коллектив World Trio съезжается на концерты с разных уголков мира. Московский пианист Евгений Лебедев, израильский контрабасист Хаггай Коэн Мило и американский барабанщик Ли Фиш относят свое творчеству к жанру "world music". Этническая музыка, как еще называют это направление, - это слияние западных традиций звукозаписи с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки различных культур мира и классической музыки неевропейских традиций, инструментов, манер исполнения. Музыканты полностью оправдывают свое название. В их программе воронежцы услышали и русский фольклор, и еврейские мотивы, и современные европейские джазовые ноты.

Еще одним долгожданным подаркам воронежским любителям джаза стал дуэт Александра Сипягина и Михаила Цыганова. Популярные в Соединенных Штатах артисты в дуэте гастролируют с 2008 года, поэтом отлично чувствуют себя на сцене друг с другом. На творческой встрече с воронежцами за пару часов до концерта они признались, что даже не составляли точную программу будущего вечера.

- Мы посмотрим на атмосферу зала, на настроение публики, а затем сразу решим, будет ли программа лиричная или, наоборот, более модерновая, - рассказал трубач Александр Синягин. - Мы сыграем несколько вещей из моей новой пластинки New Path.

В Воронеже музыкантов очень порадовал размах фестиваля. Первое отделение, в котором выступал дуэт, длилось почти час. А вот, например, в Курсе джазмены играли всего 30 минут.

- Мы любим поиграть подольше. Мы любим то, что мы делаем. Вообще "Джазовая провинция" нас очень порадовала в этом году. Было много приятных встреч, мы встретили на концертных площадках много наших друзей, - поделился Михаил Цыганов.

Если внимательно посмотреть афишу "Джазовой провинции", то можно заметить, что рядом с вполне русскими фамилиями Сипягин и Цыганов стоит пометка - США. Дело в том, что основную часть своей работы музыканты делают именно в Америке. Там же они в свое время учились и взбирались по музыкальному Олимпу. Путь до мировых джазовых площадок проходил через концерты в метро, на улицах Нью-Йорка и русских ресторанах.

- Когда я еще служил в армии, слушал джаз на "касетнике" под подушкой. И когда уже попал в Нью-Йорк, я думал, что что-то знаю. Оказалось, что у меня совсем отсутствовало чувство ритма, чувство джаза. Пришлось переучиваться, слушая местных музыкантов, играя с ними, - рассказал Сипягин.

Молодые воронежские джазовые музыканты засыпали именитых коллег вопросами о том, как нужно работать над собой, чтобы стать мастерами. Гости посоветовали играть вместе с легендами джаза и заниматься спортом.

- Надо побывать в Нью-Йорке, столице джаза, чтобы хотя бы понять, как звучит ритм-секция коллектива. Тогда все выстраивается, как надутый шарик. Только в Нью-Йорке есть столько талантливых барабанщиков и басистов. В других странах не так, - рассказал Александр. - Также важно обращать внимание на ритмическую структуру того, что вы играете. Лучше всего ставить на повтор запись своего кумира в музыке и играть вместе с записью, добиваясь полной синхронизации.

- Мне больше всего помогла возможность постоянной игры с музыкантами, которые выше меня по уровню, - продолжил Михаил Цыганов. - В Нью-Йорке я попал в афро-кубинскую тусовку. И мне было очень трудно. Занимался каждый день и подталкивал себя к их уровню. Есть самые лучшие учебники и педагоги, но ничего не поможет так, как каждодневная игра с теми, кто выше тебя по уровню. Нужно поймать состояние, в котором ты можешь заиграть лучше, чем ты играешь на данный момент.

Слушать русских музыкантов из Америки оказалось интересно не только на концерте, но и в беседе. Русский язык в сочетании с американским акцентом и постоянные английские словечки, которые Сипягин и Цыганов машинально вставляли в речь, вынудили задать ура-патриотический вопрос.

- Вы так долго живете и работаете в Америке. Не чувствуете ли, что теряете свою "русскость"?

- Ну что вы! - смеется Михаил Цыганов. - Я "Бриллиантовую руку" каждую неделю смотрю.