Сделаем сразу оговорку: театр-онлайн - это не драма абсурда, а вполне закономерное явление, над которым пока сами артисты еще шутят: скоро спектакли играть будем по скайпу. Наиболее подготовленные и восприимчивые зрители и технически оснащенные театры успешно осваивают новое театральное пространство - виртуальное.
У художественного руководителя Александринского театра отношение к этому новшеству с самого начала было положительное: "Серьезного художественного театрального контента в интернете почти нет. Поэтому мы, имея в виду театр, должны завоевывать пространство интернета, - рассказывал Валерий Фокин в интервью обозревателю "Российской газеты". - Сам он к нам не придет - он нами не интересуется. Значит, мы должны заинтересовать его и в него войти. Просто нагло, агрессивно войти через молодежь, которая живет в этом интернете. Причем мне кажется любопытным именно создание оригинальных произведений для интернет-вещаний. То есть не просто выкладывать запись спектакля: камеру поставили, записали, показали, - это все понятно, а специально снимать спектакль для интернета, а потом еще запускать некую онлайн-игру, когда пользователь может делать замечания по ходу, менять финал... В театре мы не имеем такой возможности, а интернет позволяет, чтобы в записанную ткань спектакля ворвалась жизнь…
Должен ли старейший театр, каким является Александринский театр, этому сопротивляться? Старейший театр должен сопротивляться бутафории и фальши в любом виде, как в традиционном, так и в новаторском. Но слышать жизнь, видеть, чувствовать ее он должен обязательно - именно старейший театр. Это веяние времени. Мы обязательно должны искать новые художественные смыслы. И еще один важный момент - таким образом мы прививаем интерес молодежи и к традиционному театру тоже. Несколько лет назад меня приводили в шок замечания в театре некоторых молодых людей, которые не читали Чехова, Толстого, "Гамлета"... Но потом я понял, что бесполезно этому поражаться. Они такие. Значит, с ними надо работать, их надо окультуривать, воспитывать. А как иначе? Сидеть, смотреть на них и говорить: какие вы плохие? Для кого ты потом будешь играть? Для себя, что ли? Это же глупость. Для членов семьи своей? Хотя понятно, что члены семьи - это главное".
Насколько это перспективно, когда вместо живого звука и глаз актера, живой энергии перед тобой - монитор компьютера, мы имели возможность убедиться, когда совместно с Александринкой проводили театральный интернет-фестиваль "Дни Александринского театра в "Российской газете". Наш спецпроект одновременно смотрели в восьми странах. Десять дней в России, Беларуси, Украине, Киргизии, Казахстане, США, Болгарии и Израиле читатели "РГ" ходили по современному "Невскому проспекту" в коллективном спектакле Александринки и узнавали главную улицу Петербурга совсем с другой стороны, нежели чем привыкли рисовать в своих мечтах и воображении.
С помощью интернета, сайта "Российской газеты" и камер для экстремальной видеосъемки убеждались, что современный театр сегодня - это не просто традиционное искусство, а почти экстремальный вид спорта. В котором зрителю действительно отводится уже не пассивная роль стороннего наблюдателя, а интерактивная возможность стать непосредственным участником событий. И сидя за своим компьютером, влиять на ход театральной истории. Ну, или по крайней мере, на ее лучший ракурс - точно. Тогда мы сравнивали Петербург Валерия Фокина в "Двойнике" с "Петербургом" Андрея Могучего. Чуть дышали на "Ревизоре", ставшем судьбоносным как для всего Александринского театра вообще, так и для его нынешнего художественного руководителя Валерия Фокина в частности ("Ревизором", по сути, началась новая масштабная программа Александринки "Новая жизнь традиций"). Ставили "лайки" - а как еще аплодировать с помощью компьютера - ведущим артистам Александринского театра, отмечая и бесконечно восхищаясь в своих отзывах игрой Николая Мартона, Янины Лакобы, Дмитрия Лысенкова, Виталия Коваленко, Валентина Захарова.
Ходили по городу-театру будущего: вместе с ректором Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и советником художественного руководителя Александринского театра Александром Чепуровым на видеоэкскурсии осваивали Новую сцену и новый комплекс Александринки. Не стесняясь восторгаться, насколько корректно и гармонично удалось вписать современное новое здание в контекст старинной архитектуры и пейзажи набережной реки Фонтанки. Встречались на "Деловом завтраке" с режиссером Валерием Фокиным. А обедали и ужинали исключительно с персонажами Достоевского, Гоголя и Андрея Белого.
Это была, конечно, авантюра. Породнить не на словах, а на деле классический театр, новейший театральный эксперимент с современными электронными СМИ, и причем в самые кратчайшие сроки. Показать четыре спектакля Александринки - "Невский проспект. Городские этюды", "Петербург" Андрея Могучего, "Ревизор" и "Двойник" Валерия Фокина, и заглянуть за кулисы - куда еще не ступала нога ни одного зрителя.
Мы были рады принять у себя в гостях Александринский театр. Сегодня мы хотим нанести ответный визит и пригласить с собой читателей "РГ" в гости в Санкт-Петербург.
Итак, сегодня состоится премьерный спектакль главного режиссера Новой сцены Александринки Марата Гацалова "Теллурия". Роман Владимира Сорокина в инсценировке шефа-драматурга Новой сцены Екатерины Бондаренко. В ролях - Степан Балакшин, Игорь Волков, Валентин Захаров, Мария Зимина, Тихон Жизневский, Владимир Лисецкий, Александр Лушин, Александр Поламишев, Алексей Паничев, Семен Сытник, Леонид Таранов, Андрей Шимко.
"Еще знакомясь с анонсами "Теллурии" я понял, что хочу поставить книгу Владимира Сорокина: меня, что называется, "купили" ключевые хэштеги аннотации к роману - антиутопия, новое Средневековье, дробная мозаичная структура текста. По прочтении "Теллурии" я лишь убедился в правильности своего выбора: страшно интересным показалось поработать с материалом, с которым на первый взгляд в театре вообще невозможно иметь дело.
С самого начала было очевидно, что роман Сорокина невозможно ставить, так сказать, впрямую - сочинять девятичасовую эпопею, инсценируя главу за главой, выводить на сцену кентавров, крестоносцев, маленьких людей и великанов. В конце концов мы попытались найти решение, не только адекватное букве и духу первоисточника, но являвшееся бы его драматическим аналогом, синонимичным структуре "Теллурии" и непростым взаимоотношениям ее автора со своим произведением. В этом смысле для меня была принципиально важна ситуация совместного сочинения спектакля с артистами Александринского театра - с которыми я работаю впервые, и которые, должен сказать, совершенно меня покорили своей открытостью и профессионализмом: градус интеллектуальной дискуссии на репетициях "Теллурии" был очень высоким".