Новости

10.11.2014 01:00
Рубрика: В мире

Оливер Стоун: Настоящий враг - внутри нас

Накануне телепремьеры известный голливудский режиссер отвечает на вопросы "РГ"
В понедельник на Первом канале начинается показ 10-серийного документального фильма известного голливудского режиссера Оливера Стоуна "Нерассказанная история США".

Проект Стоуна, который бросает вызов традиционным взглядам на американскую историю, поднимает завесу над темными сторонами существования США.

"Понятие американской исключительности, истоки которой восходят еще к проповеди 1630 года, прочитанной Джоном Винтропом на борту "Арабеллы", одного из первых кораблей с переселенцами, прочно завладело умами американцев. Большинство при этом никогда не признают, что у США есть имперские замашки. Однако история говорит о другом.

Атомные бомбежки Хиросимы и Нагасаки, главная роль в развязывании "холодной войны", финансирование исламских фундаменталистов ради борьбы с СССР и их союзниками, что в конечном итоге обернулось против самих же Соединенных Штатов, нарушение президентами США Конституции своей страны - эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что исторические факты часто толкуются так, как это выгодно американским политикам", - говорится в аннотации к фильму.

Накануне выхода фильма на экраны Оливер Стоун ответил на вопросы "РГ".

"Нерассказанная история США"

Оливер, вы прилетели в Москву накануне выхода на телеэкраны сериала "Нерассказанная история США". Не так давно в продажу в России поступила и книга с тем же названием, вышедшая уже после фильма. Почему вы столь основательно взялись за "белые пятна" американской истории, а не сняли, скажем, пару блокбастеров, сулящих куда больший коммерческий успех?

Оливер Стоун: Я пришел к этому в 2008 году. К тому времени Джордж Буш уже 7 лет был президентом. И все, через что пришлось пройти моей стране, начиная с 11 сентября 2001 года, было для меня личным кошмаром. И у многих людей в стране было чувство, что в нашей политике что-то неправильно. Я не изучал историю, я всегда был режиссером драматических фильмов и не занимался документальным кино. Было несколько работ, но ничего амбициозного.

Я начал работать над "Нерассказанной историей" вместе с историком Питером Кузником и группой его молодых выпускников-исследователей. Кузник - уважаемый ученый, он 35 лет носит звание профессора, специализируется на "холодной войне" и истории ядерных исследований. Вместе мы решили снять картину об Америке, в которой была бы сделана попытка осмыслить нашу историю и политику, понять, как мы стали теми, кем стали.

Например, понять феномен Джорджа Буша. Что же он представляет собой как политик: продолжение какой-то общей модели или отклонение от нее. И после нескольких лет исследований мы пришли к выводу, что он - продукт политики "холодной войны", которая формировалась в США после Второй мировой войны. Буду откровенен: для меня это было разочарованием. Непросто признать, что со сменой президентов, в сущности, ничего не меняется: политика остается прежней. Существует параллельное государство, можно сказать "теневое" правительство, которое обладает реальной властью. Конечно, мы приводили примеры Кеннеди или Франклина Рузвельта, которые были яркими исключениями из правила. И рассказывали о многих моментах американской истории, когда она могла бы пойти по альтернативному пути, как во время президентских выборов 2000 года.

Где, кроме США и России, демонстрировался фильм и какие еще страны выразили желание приобрести право его показа?

Оливер Стоун: Я очень горжусь тем, что мой фильм впервые выйдет в России. Для меня это особенное событие. А вообще фильм показали во многих странах мира, в том числе в большинстве европейских - например, во Франции и Англии. Возможно, в будущем его покажут в Китае, но пока этого нет. Очень важно, что в вашей стране этот документальный сериал будет идти в эфире национального телевидения, по Первому каналу. В Америке мой фильм можно было посмотреть только по кабельному каналу, который не является эфирной телесетью. Телесети в нашей стране очень коммерциализированы и контролируются крупными корпорациями. Они бы никогда не пропустили такой неоднозначный фильм.

Какая серия фильма, на ваш взгляд, особенно важна, о какой вы, подобно нашему поэту Пушкину, могли бы сказать: "Ай да Стоун, ай да сукин сын!"?

Оливер Стоун: Они все для меня важны. Каждая серия, которая длится один час, - это маленькое кино со своей драматургией. Действие развивается, напряжение нарастает, и в конце концов развязка открывает путь следующей серии. Но нужно непременно увидеть их все, чтобы из мозаики составилось единое целое. Я бы посоветовал своему зрителю: посмотрите "залпом" серии три вместе с вашей девушкой на выходных, а потом еще три раза по три (смеется). Если говорить серьезно, то этот документальный цикл в конечном счете позволяет приблизиться к пониманию американской модели государства. Что же касается отдельных серий, я думаю, самой популярной по просмотрам на YouTube стала 3-я часть "Бомба" - о том, как и почему Америка сбросила атомные бомбы на Японию. Еще одна большая серия, 10-я, - про Буша и Обаму. Она называется "Век терроризма. 2001-2013" и больше касается современности. Мы предлагаем разобраться, почему американцы разочаровались в Обаме, который в 2008 году получил от народа мандат на проведение реформ, но не воспользовался им.

В моем фильме много рефлексии по поводу Второй мировой войны: почему американцы вступили в нее гораздо позже, не воевали с фашизмом с самого начала. И через все серии проходит вопрос, который я постоянно задаю себе: почему мы не меняемся, почему все время повторяемся? Вы знаете, я - ветеран войны во Вьетнаме. Так почему США снова и снова вступали в войны - в Ираке, в Афганистане? В конце концов я понял: мы - продукт своего менталитета, который очень ограничен. Многие мои современники, люди моего поколения не повзрослели, они застряли в 1950-х и до сих пор живут реалиями "холодной войны".

После выхода фильма в США многие американские критики обвинили вас в искажении правды. Какие моменты в фильме стали наиболее дискуссионными и чем вы ответили оппонентам?

Оливер Стоун: Я утверждаю, что все факты, о которых рассказывает фильм, были тщательно проверены и базируются на подлинных документах. Мы очень серьезно отнеслись к этой работе. На кону была также репутация Питера Кузника. Но естественно, что если вы хотите уместить большой исторический отрезок - с 1940-х до наших дней - в 12-часовом фильме, вам придется опустить какие-то факты, детали. Это неизбежно. Потому мы с Питером написали одноименную книгу, более подробную. Подчеркну: книга была написана после того, как фильм уже вышел, что несколько необычно. Тем самым мы предвосхитили атаки критиков. При создании книги, равно как и сериала, мы работали с двумя независимыми группами, которые проверяли факты.

И еще по поводу критиков: дело не в том, что они ругали меня, а в том, что многие попросту проигнорировали фильм. Он не был им интересен. И вообще по его поводу не было никакой публичной дискуссии. Нам не дали выступить в эфире Общенационального общественного радио, мы не получили предложения о сотрудничестве от Службы общественного вещания (PBS - американская некоммерческая служба телевещания, самый известный поставщик программ для государственных телевизионных станций. - Прим. "РГ"). Потому что такие предложения распространяются только на проамериканские документальные фильмы.

В том, что касается нашей собственной истории, мы очень невежественная страна. Потому что наши образовательные программы проводят генеральную линию - идею об американской исключительности. Мы смотрим на мир исключительно глазами Америки и не способны посмотреть на него другими глазами. Этот способ нашего мышления проявляется и в нашей политике. Конгресс по-прежнему придерживается очень жесткой линии в вопросах национальных угроз. Но надо признать, что эти угрозы, какими их представляют, - не что иное, как мыльный пузырь. Мы живем в какой-то паранойе, боимся Ирана, Китая, России. В моем фильме я хотел показать, что настоящий наш враг - внутри нас. И это недостаток широты мышления. Вот пример: если американцы поедут в Россию, по-настоящему узнают русских, они не будут услышаны у себя на родине. Это большая проблема.

"Файлы Эдварда Сноудена"

В сентябре в интервью "РГ" вы говорили, что обратились к президенту Путину с предложением об интервью. Получили ли ответ?

Оливер Стоун: Пока нет. Но я надеюсь, что такое интервью возможно для документального фильма об Украине, сопродюсером которого я выступаю. Мы ждем ответа. Владимир Путин интересен мне как личность, как политик, который уже почти 15 лет находится у власти и у которого широкий взгляд на мир. В своих фильмах я всегда стараюсь показать своим соотечественникам, что бывает и другой взгляд на мир. Так было с картинами про Фиделя Кастро и Уго Чавеса.

Вы встречались с Владимиром Путиным в Москве в эти дни?

Оливер Стоун: Да, очень коротко. Я первый раз встретился с господином Путиным.

Появится ли президент Путин в одном из ваших следующих проектов - новом фильме об Эдварде Сноудене, над которым вы работаете?

Оливер Стоун: Нет, его нет в фильме. Но ясно, что именно Россия предоставила Эдварду Сноудену политическое убежище в соответствии с нормами международного права. Мы знаем, в какой непростой ситуации он оказался. Мне кажется, в прежние времена, во времена моей молодости, гораздо больше стран решились бы предоставить такому человеку убежище.

Какие?

Оливер Стоун: Помимо стран восточного блока, возможно, Германия и Франция при Миттеране или де Голле. Но ситуация вокруг Сноудена показала, что мир изменился.

Мы, честно говоря, немного запутались: вначале были сообщения, что вы будете делать фильм по книге журналиста The Guardian Люка Хардинга, потом - по книге адвоката Анатолия Кучерены "Время спрута". Чему верить?

Оливер Стоун: Я продолжаю работать над сценарием. Частично он основывается на книге о Сноудене адвоката Анатолия Кучерены, которая является художественным произведением. Также я использую книгу Люка Хардинга. Кроме того, мы проинтервьюировали многих людей. Когда я читал книгу Кучерены, мне были близки многие его идеи, мысли и опасения. Прежде всего - по поводу модели государства тотальной слежки, в оруэлловском духе. Собственно, вся история Сноудена и есть свидетельство о таком государстве. Многие догадывались об этом, но у них не было доказательств.

В августе 2013 года на пресс-конференции в Токио вы назвали Сноудена героем - "потому что он обнародовал секретные файлы не ради прибыли, не для того, чтобы причинить вред нашей стране. Он сделал это по совести". А как вы относитесь к тому, что многие в США считают его предателем?

Оливер Стоун: Я драматург и снимаю о нем фильм. Судить его или давать какие-то оценки - не моя работа. Я рассказываю историю, а зритель сам решит и составит представление о ней.

Но я не считаю Сноудена предателем. И не считаю, что он причинил вред Америке. Напротив, его утечки могли бы помочь США эффективно реформировать спецслужбы. И президент США назначил две специальные комиссии по этому вопросу. Но в итоге мистер Обама проигнорировал их выводы и предложения.

Вы уже определились с тем, кто сыграет в вашем фильме роль господина Сноудена? В СМИ появлялись "утечки", что среди кандидатов - Джаред Лето, Эдвард Нортон, Джейк Джилленхол, Джозеф Гордон-Левитт...

Оливер Стоун: Это будет Джозеф Гордон-Левитт.

Работая над фильмом, вы встречались со Сноуденом в России?

Оливер Стоун: Да, мы общались с ним в Москве, как и со многими другими людьми, имеющими отношение к этой ситуации. Но других подробностей я рассказать вам не могу.

Когда фильм о нем выйдет на экраны?

Оливер Стоун: Съемки мы планируем начать в первые месяцы следующего года и закончить фильм к концу 2015 года.

Справка "РГ"


Эдвард Сноуден. Фото: AP

Эдвард Сноуден родился в 1983 году в Северной Каролине. Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США. С 7 мая по 28 сентября 2004 года служил в армии США в Ираке. Пошел в армию добровольно, потому что "чувствовал, что как человеческое существо обязан помочь людям освободиться от угнетения". Оставил службу после перелома обеих ног во время учений, так и не закончив курс военного обучения. Затем оказался в АНБ. Получил известность летом 2013 года, предоставив газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ (1,7 млн файлов) о слежке спецслужб США за гражданами многих стран мира.

На родине Сноудену предъявили обвинения в шпионаже и хищении госсобственности. Он бежал из США и оказался сначала в Гонконге, а потом в России, где больше месяца пробыл в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. 1 августа 2013 года получил временное убежище в РФ, а год спустя - трехлетний вид на жительство. При этом власти РФ опровергли предположения о том, что Сноуден работал на российскую разведку.

Его разоблачения вызвали жаркие споры о допустимости массового негласного наблюдения, пределах государственной тайны и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности после терактов 11 сентября 2001 года.


Джозеф Гордон-Левитт. Фото: Reuters

Джозеф Гордон-Левитт родился в 1981 году в Лос-Анджелесе. Голливудский актер (64 фильма), режиссер (7), сценарист и продюсер (3). Актерскую карьеру начал еще ребенком - в 1988 году дебютировал в телефильме "Ни шагу назад". Широкую известность получил в 2005 году, после исполнения роли уличного хастлера в фильме культового режиссера Грегга Араки "Загадочная кожа".

Еще играл наемного убийцу в триллере "Киллер" с участием Дайан Лэйн и Микки Рурка (2006); влюбленного романтика в комедии "500 дней лета" с участием Зоуи Дешанель (2009); парня, который узнает, что он болен раком, в драме "Жизнь прекрасна" (2011); офицера, а позже детектива в заключительной части трилогии о Бэтмене "Темный рыцарь: Возрождение легенды" и сына 16-го президента США в фильме "Линкольн" (2012).

Снимался в фильмах "Начало" с Леонардо ДиКаприо и "Хэшер" с Натали Портман (2010), исполнял главные роли в фильмах "Срочная доставка" и "Петля времени" (2012).

В 2013 году стал режиссером, сценаристом, а также исполнителем главной роли в комедии "Страсти Дон Жуана", в котором также снимались Скарлетт Йоханссон и Джулианна Мур. А в 2014 году вышла кинолента "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать".