Новости

11.11.2014 00:45
Рубрика: Экономика

Шайба в одни ворота

Выпуск автокомпонентов снижается
Текст: Андрей Козицын (председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по металлургии)
На российский рынок автопрома на определенных условиях зашли мировые бренды. С ними на уровне правительства подписаны договоры о локализации, обозначены условия и сроки выполнения. Теоретически идея локализации автопроизводства в России предполагала создание производств автокомпонентов с использованием нашего сырья, наших заводов - при условии их модернизации - и труда наших граждан. Сначала речь шла о 30-процентной локализации, потом о 60-процентной. Все предполагали, что по соглашениям о локализации доля местных узлов и компонентов должна ежегодно увеличиваться. То есть раз мы не умеем собирать автомобили, то хотя бы научимся делать для них компоненты.

Но что происходит по факту? Сколько нашей сложной продукции, именно автокомпонентов, в реальности берут иностранные автопроизводители? Практически ничего! Как таковой локализации не происходит. Наоборот - идет постепенное снижение объемов потребления нашей продукции. С позиции выполнения условий по локализации - это не проблема, так как локализация считается в деньгах от цены автомобиля в салоне. И проблема касается всех местных производителей автокомпонентов в стране.

Приведем наглядный пример с предприятием, которое занимается выпуском машиностроительной продукции - Шадринский автоагрегатный завод в Курганской области. Оно модернизировано, имеет две современные линии по производству медных и алюминиевых радиаторов - "Купробрейз" и "Ноколок". Предприятие прошло все необходимые тендеры и все процедуры сертификации. Иностранцев полностью удовлетворило качество продукции, но она не прошла по цене! Потому что у иностранных производителей, развернувших сборочные предприятия в России, свой рынок автокомпонентов. Сложные детали им выгоднее импортировать. В этой части они комплектуют свои машины на 100 процентов, а мы можем поставить только несколько видов узкоспециальных деталей.

Как в этом случае конкурировать в стоимости деталей, непонятно. С этой продукцией наш завод никто не собирается пускать в процесс локализации! Специалисты занимались этим три года, в результате ничего не получилось. И не получится, если не принять адекватные меры, а рынок отечественных автокомпонентов продолжит сокращаться. Непонятно, как сложившаяся абсурдная ситуация способствует задачам локализации производства, оздоровлению российской экономики? Как договоры локализации автопроизводителей связаны с деятельностью существующих сегодня российских заводов?

Если проблему не решить, очевидно, что собственное производство автокомпонентов в России вымрет. Открыв двери зарубежным производителям и не контролируя выполнение ими условий локализации, мы сужаем отечественный, региональный рынки. Нарушается баланс интересов: для иностранных компаний созданы более благоприятные условия, чем для местных. Мы обращались с этой проблемой в профильные министерства, вносили свои предложения, но реакции нет. И понимания, как защитить собственного товаропроизводителя, тоже нет.

Не контролируя выполнение зарубежными производителями условий локализации, мы сужаем отечественный, региональный рынки
Экономика Отрасли Промышленность
Добавьте RG.RU 
в избранные источники