11.11.2014 10:00
    Поделиться

    Леонардо ДиКаприо отмечает 40-летие

    Если по-настоящему, то его зовут торжественней: Леонардо Вильгельм ДиКэприо, через "э". Имя получил в честь, конечно же, Леонардо Да Винчи - любимого художника матери. В его жилах течет сложная смесь кровей: у отца, писателя и издателя комиксов,- итальянские и немецкие корни, у матери к немецкой крови добавилась русская. И он из тех удачников, кому пришлось на собственной шкуре познать драматическую разницу между просто очень хорошим актером и - звездой.

    Едва ли не с первого появления на экране в большой роли ему уверенно прочили "Оскара". Он был номинирован четыре раза, и каждый раз премия уходила в другие руки. Удачнее сложилась ситуация с "Золотым глобусом": из десяти номинаций две победы - за роли в "Авиаторе" и "Волке с Уолл-стрит". Судьба-индейка склонна к играм в особо садистской форме: возможно, самый популярный актер планеты, один из немногих, кто год от года набирает силу и мастерство, более двух десятилетий штурмует высшую награду Голливуда - и безрезультатно.

    11 ноября ему сорок. Из них на экране он тридцать семь с половиной. За это время сменил три главных амплуа.

    Оторва

    Рос близ Голливуда. Уже с 2,5 лет снимался в телерекламе, а потом и в мыльных операх, в том числе в небезызвестной "Санта Барбаре". В кино впервые появился мальчонкой в ужастике "Зубастики-3" - в роли, по его снисходительному определению, "типичного белобрысого пацана". А всерьез дебютировал в 18 лет в фильме "Жизнь этого парня" - и сразу с таким партнером, как Роберт Де Ниро. В 1993 году он появился в фильме "Что гложет Гилберта Грэйпа" в образе психически ущербного подростка - брата героя, которого играл Джонни Депп. И стал самым молодым актером, номинированным на "Оскара" за роль второго плана. Режиссер Лассе Халльстрём рассказывает, что вообще-то он собирался снимать менее смазливого парня, но Лео подкупил его тем, что из всех претендентов был самым собранным и готовым к серьезной работе. Он актер дисциплинированный и самоотверженный, хотя от хипповавших родителей ему передалось важное качество: сызмальства был порядочный оторва. Когда много лет спустя уже суперзвездой он снимался у Квентина Тарантино в "Джанго освобожденном" в роли, которая даже ему, оторве, показалась слишком жестокой, в одной из сцен с дракой он серьезно ранил руку, но продолжал играть, истекая кровью - кадр вышел особенно убедительным.

    Среди его кумиров был молодой актер Ривер Феникс, поразивший всех в фильме Гаса Ван Сента "Мой личный штат Айдахо" и вскоре погибший от передозировки наркотиков. ДиКаприо заменил его в роли Артюра Рембо - периода бедовой юности поэта, его гомосексуальных отношений с Полем Верленом и яростных бунтарских эскапад. Это был нашумевший фильм Агнешки Холланд "Полное затмение", стоивший ДиКаприо нового взрыва пересудов в желтых газетах.

    Симпатичного молодого актера снимали тогда наперебой - в вестерне "Быстрый и мертвый", в черно-белом "Кафе "Донс Плам", в драме о наркомании "Дневники баскетболиста". Но первым коммерческим хитом в его карьере стал фильм Бэза Лурмена "Ромео + Джульетта" - перенесенная в современный Нью-Йорк, омузыкаленная версия шекспировской трагедии, в мировом прокате срубившая около 150 миллионов долларов.

    Первые роли тянули еще не оперившегося актера к амплуа неврастеника - режиссеры не видели его в другом качестве. Это сказывалось эхо блистательно сыгранного Арни, ментально больного подростка - импульсивного, с нескоординированными движениями и огромным вечно перекошенным в гримасе ртом ("Что гложет Гилберта Грэйпа"). ДиКаприо уже в этой роли поражает редкостно безошибочной для его возраста интуицией, умением понять умом и принять сердцем своего героя, - а его числили по разряду смазливых, но не совсем нормальных живчиков, и всерьез к нему не относились еще очень долго. Его Артюр Рембо ("Полное затмение") тоже живет словно вне человеческих законов , повинуясь первым импульсам. Да и в "Комнате Марвина" Джерри Цакса он играет парня, в конце концов угодившего в дом умалишенных. Так что Ромео стал для него первым героем лирико-романтического склада, хотя сам стиль этой резкой картины позволил ему избежать штампа образцового красавчика и сделать героя предельно земным, близким современной молодой публике.

    Сердцеед

    Но, конечно, его главный звездный час наступил с выходом блокбастера Джеймса Кэмерона "Титаник", где он сыграл двадцатилетнего ирландского художника Джека Доусона. По планете прокатилась сущая "леомания", его героем бредили миллионы девушек, и я сам был свидетелем удивительной картины, когда в большом берлинском магазине дисков под афишей с ДиКаприо стоял долговязый парень в наушниках, слушал музыку из "Титаника" и плакал. В герое ДиКаприо было все для глобальных истерик: молод, умен, талантлив, симпатичен, находчив, авантюристичен, самоотвержен. Это было идеальное существо, а идеалы коммерчески выгодно развенчивать, - и актеру тогда пришлось испытать все коварство таблоидов, изощрявшихся в придумывании скандальных и пикантных деталей жизни новоявленной суперзвезды.

    Именно с "Титаником" 23-летний актер вступил в новую фазу своей жизни: он стал звездой. То есть легендой, которую толпа любит обсасывать, выплевывая косточки, мифом, способным жить самостоятельной, отдельной от реального человека жизнью. В "Титанике" он сыграл одну из своих лучших ролей и, несомненно, сделал одну из лучших актерских работ в кинематографе 1997 года. Но не попал даже в номинанты "Оскара" - несмотря на бурные протесты, едва ли не демонстрации поклонниц в его поддержку. Самого ДиКаприо эта свалившаяся на него популярность скорее заботила, чем радовала: "В любом случае это не то, к чему я стремлюсь", - утверждал он в интервью 2000 года.

    Если "Титаник", затонув, вознес актера до небес, то "Человек в железной маске" сполна отыгрался, едва его не утопив: за двойную роль короля Луи XIV и его брата-близнеца Филиппа он был удостоен позорной антипремии "Золотая малина" с издевательской формулировкой "За лучший актерский "дуэт". Впрочем, его поклонники оставались ему верны, и в прокате картина прошла более чем успешно. Через год фаны затопили площадь перед фестивальным дворцом в Берлине: ДиКаприо прибыл в Германию представить свой новый экзотический фильм "Пляж". Он там в роли американского туриста в Таиланде искал и находил таинственный остров, облюбованный неким сообществом убежденных беглецов от цивилизации. Он снова был обаятелен и симпатичен, но и эта роль едва не подарила ему новую "Золотую малину", а критики соревновались в остроумии, описывая одномерность его героя. "Пляж" был живописен, но его быстро забыли, а вскоре и остров, где он снимался, был смыт циклопической волной во время цунами 2004 года.

    ДиКаприо учился стойко переносить тяготы своего нового положения: кумира всегда норовят развенчать, и к этой болезненной страсти толпы приходилось относиться философски.

    Аналитик

    Зато снимали его теперь только первачи американской режиссуры. Стивен Спилберг пригласил его на главную роль в криминальную драму "Поймай меня, если сможешь", где динамика передвижений героев по планете зашкаливала, а накаленность сюжета вдавливала зрителей в кресла. Фильм стал вторым кассовым хитом в его актерской карьере после "Титаника". К тому времени актер уже так высоко котировался в Голливуде, что только его интерес к роли ирландского парня в "Бандах Нью-Йорка" позволил запуститься с этим проектом такому мастеру, как Мартин Скорсезе. Для фильма нужно было строить гигантские декорации старого Нью-Йорка, что делало проект беспрецедентно дорогим, и кинокомпания Miramar опасалась не вернуть эти деньги, пока не заручилась именем суперзвезды. Фильм деньги вернул и умножил, но с критиками ДиКаприо опять не повезло: они восхищались работой Дэниэла Дэя-Льюиса и мало обращали внимания на его партнера.

    Зато возможности актера вполне оценил Скорсезе и сразу согласился, когда ДиКаприо предложил снимать увлекший его сценарий о легендарном кинорежиссере и одном из первых американских пилотов Говарде Хьюзе "Авиатор". Эту работу наконец оценили критики, ДиКаприо получил вторую номинацию на "Оскара", который, однако, снова от него уплыл. Более благосклонным оказалось жюри "Золотого глобуса": здесь актер был признан лучшим.

    Третью номинацию на Академическую премию он заслужил ролью контрабандиста в "Кровавом алмазе", где для достоверности ему пришлось освоить трудно поддающийся южноафриканский акцент. Леонардо ДиКаприо теперь очень мало напоминал импульсивных героев своей юности. Он заматерел, движения скупые, взвешенные, взгляд утратил мальчишеское беззаботное озорство и стал жестче. Теперь это актер умный, мощный, фактурный, с редкостно яркой харизмой. Но психически обостренные темы все равно его исправно находили, и Скорсезе позвал ДиКаприо в свой триллер "Остров проклятых", где главная фишка - все та же зыбкость границ между умом и безумием. Фильм был перегружен мрачными аллюзиями и получился тяжеловесным. ДиКаприо там проницателен, с хитроватым пытливым прищуром - он должен расследовать исчезновение пациентки психушки - детоубийцы. Вплотную к этой роли примыкает и еще одна работа актера, связанная с психиатрией и пограничными состояниями, - в фантастическом фильме Кристофера Нолана "Начало", где он снова проницателен и на этот раз должен проникнуть в тайны человеческих грез.

    Времена романтических порывов и юношеских эскапад прошли. Он теперь герой умудренный и во многом разочарованный, жесткий и не склонный к компромиссам. Рискнул взяться за главную роль таинственного мультимиллионера в повторной экранизации романа Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", где вступил в состязание с классическим образцом - Гэтсби, сыгранным в 1974 году Робертом Рэдфордом. Гэтсби у ДиКаприо значительно приземленней, чем у Рэдфорда. С героя сразу содран романтический флер тайны - это уже не загадочный граф Монте-Кристо. Типичный парвеню, он еще не освоился в мире богачей, и в преддверии встречи с любимой комически суетится, как неловкий юнец. Здесь есть явный наигрыш, зато в пароксизмах ярости этот Гэтсби страшен, и тогда видно, что его богатство нажито не совсем праведным путем. Но в целом картина Бэза Лурмена оказалась избыточно роскошной, и хотя ДиКаприо там глубок и во всех отношениях замечателен, за поражающим воображение антуражем отступали на второй план смыслы знаменитого романа.

    Заметным событием стал байопик "Дж. Эдгар" - о вошедшем в легенды главе ФБР Эдгаре Гувере. И настоящей, не лишенной скандальности сенсацией прогремела его роль в еще одной совместной с Мартином Скорсезе работе - фильме "Волк с Уолл-стрит", саркастической комедии из мира банковских жуликов, претендующей на серьезный анализ природы капитализма и продолжившей традиции таких фильмов, как "Гражданин Кейн" и "Великий Гэтсби". Эту работу можно назвать самоотверженной: от красавчика-звезды не осталось ничего, перед нами мастер с жестко аналитическим умом, со своим отношением к воплощаемому им явлению. В роли брокера без стыда и совести не всегда узнаешь привычного нам ДиКаприо: он еще не играл субъектов такой степени омерзительности - то лощеного, с карибским загаром плейбоя, то ползающего в собственных соплях наркомана. Скорсезе, постоянно разрабатывавший галерею "бешеных быков" разных времен, на этот раз создал портрет особенно вызывающий, провокационный, непостижимый - портрет абсолютной человеческой пустоты. Герой ДиКаприо - "волк" эпохи, когда деловой мир уже исчерпал все амбиции, кроме одной - грести деньги лопатой.

    За эту роль актер получил свою четвертую номинацию на "Оскара". И снова награда ушла в другие руки - к действительно сильному сопернику Мэттью Макконахи в фильме "Далласский клуб покупателей". То, что карты неизбежно лягут именно так, было всем заранее ясно, и газеты переполнились всхлипами сочувствия ДиКаприо, который даже в канун своего сорокалетия эту премиальную гонку снова, уж в который раз, обречен проиграть.

    Новой роли для очередной атаки на "Оскара" Леонардо ДиКаприо не приготовил: после "Волка с Уолл-стрит" взял тайм-аут, чтобы заняться своей давней заботой - защитой окружающей среды и животного мира. Созданные им фонды добывают средства для поддержки угасающих популяций тигров, слонов и акул, обитателей Тихого и Северного Ледовитого океанов. Он придумал, написал сценарий и спродюсировал документальный фильм "11-й час" - о катастрофическом состоянии окружающей среды и о тающих шансах ее реанимировать. На его официальном сайте в первых строках идет не реклама его новых киноролей, а призыв содействовать здоровому будущему для человечества и его планеты.

    Досье "РГ"

    В списке ста лучших кинозвезд мира все времен, неизвестно, по какому принципу составленном журналом Empire, Лео ДиКаприо числится под номером 75. Он входит в список пятидесяти самых красивых людей планеты, составленный по тому же неясному принципу журналом People. Неоднократно входил в перечни самых высокооплачиваемых актеров, которые публикует журнал "Форбс", достигнув первого места в 2011 году. В 2014 году он на четвертом месте.

    Из несыгранного. Его приглашали на роль Питера Паркера в фильм "Человек-паук", но ее в конечном итоге сыграл его друг детства Тоби Магуайр. Предполагалось, что ДиКаприо будет играть Анакина Скайуокера в фильме "Звездные войны. Эпизод 2: Атака клонов", но ему предпочли Хайдена Кристенсена. Его хотел снимать Бернардо Бертолуччи в фильме 2003 года "Мечтатели", но 29-летний Лео счет себя слишком старым для роли двадцатилетнего студента, и ее сыграл Майкл Питт. Квентин Тарантино предполагал снимать ДиКаприо в роли полковника Ханса Ланды в "Бесславных ублюдках", но в конце концов выбрал Кристофа Вальца, открыв миру этого австрийского актера.

    В топ-десятку любимых фильмов ДиКаприо вошли такие классические картины, как "Похитители велосипедов", "Таксист", "Восемь с половиной", "Третий человек", "Телохранитель", "Бульвар Сансет", "Сияние", "К востоку от рая".

    Вместе с режиссером Джеймсом Кэмероном и актрисой Кэйт Уинслет он взялся финансово поддержать последнюю из выживших в катастрофе "Титаника" - Милвину Дин, когда та была вынуждена продавать семейные реликвии, чтобы оплачивать услуги дома призрения.

    Политические взгляды: убежденный либерал-демократ, финансово поддерживал и принимал активное участие в предвыборных кампаниях Билл Клинтона, Джона Керри, Барака Обамы.

    Из заявления ДиКаприо на саммите ООН по климату, сентябрь 2014:

    - Я - актер, изображаю жизни вымышленных героев с их вымышленными проблемами. Но мне кажется, что человечество примерно так же относится и к изменениям климата - как если бы все это было придумано и происходило на чьей-то другой планете. Но с каждой новой неделей мы видим все новые неоспоримые доказательства того, что изменения климата уже идут, и они ускоряются. Усиливаются засухи, океаны становятся теплее и насыщеннее кислотами. Беспрецедентными темпами идет таяние льдов Антарктики и Гренландии. Это не риторика и не истерия - это факты... Разрешение этого кризиса - не вопрос политики. Это наш моральный долг. У нас только одна планета. Уважаемые делегаты, лидеры стран мира, ведь это я, как актер, имею дело с вымышленными жизнями - вы имеете дело с проблемами реальными. Настало время ответить на величайший вызов самому нашему существованию на этой планете. Я прошу вас встретить его мужественно и честно.

    Поделиться