11.11.2014 00:46
    Поделиться

    В РФ появятся новые механизмы инвестиций в инфраструктурные проекты

    Аналитики ЕАБР отмечают, что по итогам второго квартала 2014 года рост ВВП стран СНГ продолжил снижение, составив 0,9% к тому же периоду 2013 года. Ключевым фактором замедления экономического роста в СНГ стал политический кризис, спровоцированный событиями вокруг Украины. Вызванные им резкий рост неопределенности, отток капитала из региона, колебания обменных курсов оказали негативное влияние на динамику потребления и инвестиций.

    Инвестиции в инфраструктурные проекты и текущая экономическая ситуация в России не очень совместимы с точки зрения логики, экономики и здравого смысла. Однако есть предпосылки для более оптимистичного взгляда на ситуацию.

    Развитие инфраструктуры - это основа развития экономики страны. Ни много ни мало. Речь - о транспорте, электроэнергетике, телекоммуникациях, муниципальных инфраструктурных объектах. Это отрасли, составляющие и обеспечивающие основу для функционирования всех остальных отраслей.

    Инфраструктурные проекты чрезвычайно капиталоемкие. В российских реалиях инвестиции в такие проекты начинаются от миллиардов рублей и заканчиваются сотнями миллиардов. Приведу примеры. Строительство теплосетей для снабжения города Кировск на Кольском полуострове - более 3 млрд рублей. Приобретение нескольких новых современных кранов и буксиров для Магаданского морского торгового порта - более 1 млрд рублей. Строительство нового аэропортового терминала в Санкт-Петербурге - более 1 млрд евро. Строительство только одного из трех участков платной автодороги в Санкт-Петербурге - "Западный скоростной диаметр" - 123 млрд рублей. Проект организации скоростного железнодорожного сообщения Москва - Казань - триллион рублей. Стоимость строительства одного энергоблока мощностью 500 МВт - от 1-1,5 млрд долларов.

    Причем Россия не является уникальной в ценовом плане. Стоимость аналогичных проектов в других странах достигает сотен миллионов и даже миллиардов долларов.

    Одновременно с дороговизной инфраструктурные проекты имеют крайне длительные сроки окупаемости. Это одна из причин, почему даже в спокойные для экономики годы бизнес не спешил вкладываться в подобные проекты. Без дополнительных гарантий окупаемости со стороны государства либо специальных государственных структур инвестиции в такие проекты являются высокорискованными и для инвесторов, и для кредиторов. Вдобавок в силу низкой доходности инфраструктурные проекты не могут обслуживать высокие процентные ставки. Формула получается, скажем честно, малопривлекательной для инвесторов: большие суммы - большие сроки - низкая рентабельность.

    А текущая экономическая ситуация в стране лишь добавляет масла в огонь. Мало кто из рыночных игроков рискнет стать долгосрочным инвестором в период действия ограничений по привлечению капитала на западных рынках (близких к почти полной блокировке притока долгосрочных займов); снижения цены на нефть; падения фондового рынка, ухода инвесторов; значительного роста ставок на внутреннем рынке даже для первоклассных заемщиков; в период существенной девальвации национальной валюты и высокого риска ликвидности национальной банковской системы.

    Инфраструктурные проекты имеют крайне длительные сроки окупаемости. Это одна из причин, почему даже в спокойные для экономики годы бизнес не спешил вкладываться в подобные проекты. Без дополнительных гарантий окупаемости со стороны государства либо специальных государственных структур инвестиции в такие проекты являются высокорискованными и для инвесторов, и для кредиторов

    Так о каком же оптимизме может идти речь? Рискну предположить, что именно сейчас мы можем увидеть некое развитие и совершенствование механизмов инвестиций в инфраструктурные проекты. И, как следствие, рост таких инвестиций. Дело в том, что даже в нормальной экономической ситуации инвестиции в инфраструктурные проекты практически никогда не стимулируются исключительно рыночными механизмами. И это утверждение справедливо для любой страны. Как правило, такие инвестиции поддерживаются некими механизмами. Речь о гарантировании окупаемости и механизмах финансирования таких инвестиций.

    Гарантирование окупаемости может достигаться за счет рыночных механизмов (когда весь рынок оплачивает инвестору его минимальную доходность, например, договоры поставки мощности в электроэнергетике), за счет гарантий окупаемости со стороны государства (например, гарантии минимального трафика для платных автодорог), за счет прямого финансирования со стороны государства или госфондов.

    Механизмы финансирования могут включать в себя программы субсидирования процентных ставок; гарантии по инфраструктурным облигациям, льготный налоговый режим для инвесторов и кредиторов; выкуп центральным банком инфраструктурных облигаций (либо рефинансирование под их залог); рефинансирование кредитов, выданных банками на инфраструктурные проекты, по фиксированным ставкам Центробанком или специальными госфондами.

    О таких не сверхзатратных, но эффективных механизмах стимулирования инвестиций в инфраструктурные проекты со стороны государства важно вспомнить именно сейчас. Ведь именно инфраструктура создает базу для конкурентоспособности экономики. Инфраструктурные проекты, являясь капиталоемкими, создают внутренний спрос на продукцию национальной промышленности и услуги. Именно сегодня развитие инфраструктуры становится для России особенно актуальным. Думаю, что у нас есть все шансы увидеть в ближайшее время запуск таких механизмов поддержки инвестиций в инфраструктурные проекты, что, безусловно, приведет к росту инвестиций.

    Поделиться