По понятным причинам через ГЧП реализуются прежде всего инфраструктурные проекты в сфере транспортной и социальной инфраструктуры. Строить новые дороги и мосты через систему госзаказа и только за счет бюджетных средств оказывается намного дольше и дороже, чем с привлечением частного капитала, а при так называемом комплексном освоении территорий строительство школ и поликлиник не успевает за темпами возведения жилья. В то же время понятно, что вложения инвесторов должны окупаться и приносить доход. Найти баланс между публичными и частными интересами - задача специалистов.
- Согласно проведенным исследованиям, проблема квалифицированных кадров является одним из важнейших барьеров и стоит на втором месте после отсутствия законодательного регулирования, - рассказала корреспонденту "РГБ" и.о. заведующего лабораторией "Центр исследований государственно-частного партнерства" Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Маслова. - Об этом говорят не только эксперты, но и участники проектов - как на федеральном уровне, так и в Санкт-Петербурге.
Северная столица считается пионером в области успешной реализации ГЧП в России. Сейчас здесь завершается строительство Западного скоростного диаметра, реализован проект реконструкции и развития аэропорта Пулково. Кроме того, в Петербурге начал действовать первый в России региональный закон о ГЧП, который затем послужил основой для аналогичных документов в других регионах страны и модельного закона для стран СНГ. Все это принесло не только большой практический опыт, но и основания для научных исследований.
- В России ГЧП развивается от практики к теории, - поясняет Маслова. - При структурировании проектов участники сталкиваются с определенными проблемами и преодолевают их по пути, не имея достаточной теоретической и методологической базы. После каждого проекта мы имеем наследование в виде практических проблем, которые потом решаются научными средствами.
Первая образовательная программа в сфере ГЧП была также реализована в Санкт-Петербурге. Специальная дисциплина преподается в рамках программы бакалавриата по направлениям "Менеджмент" и "Государственное муниципальное управление", а кроме того, в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров по специальности "Менеджмент в здравоохранении".
Кстати, сейчас в Петербурге готовятся к запуску сразу три проекта в сфере здравоохранения, которые планируется реализовать через ГЧП. Ранее элементы такого сотрудничества были использованы при создании офисов врачей общей практики - проект интеграции частного медицинского бизнеса реализовали совместно правительство Санкт-Петербурга и компания Euromed. Однако, по мнению специалистов, его нельзя считать проектом ГЧП, так как он не предполагает вложений в инфраструктуру, не имеет совместного финансирования и разделения рисков, а в документах не прописано долгосрочное сотрудничество.
Смешение понятий и неумение идентифицировать проекты - одна из самых распространенных ошибок при подготовке проектов ГЧП. В регионах их часто путают с другими формами взаимодействия государства и бизнеса, даже госзаказом или договором аренды с инвестиционными условиями. Отчасти это связано с отсутствием федерального закона о ГЧП, в котором были бы четко прописаны понятия и термины, отчасти - с неумением, что называется, охватить ситуацию в целом.
- Проект, который планируется осуществить по схеме ГЧП, включает в себя три блока: технический, финансовый и юридический. Для каждого проекта разрабатываются своя концепция, своя техническая документация и свое соглашение о ГЧП, - поясняет Светлана Маслова. - Увязать эти три блока - задача для специалиста, так как объединение всех частей требует определенных навыков и усилий, чтобы структурировать движение проекта от концепции к реализации. Обычных знаний менеджеров здесь недостаточно.
К примеру, при организации ГЧП необходимо также уметь определить конкурсные условия таким образом, чтобы "публичный партнер" проекта, то есть орган государственной власти, мог снять с себя максимум забот по его реализации и получить при этом максимально выгодный, функциональный и быстрый результат.
Сейчас в Центре ГЧП готовят новые образовательные программы повышения квалификации, рассчитанные как на госслужащих, так и на представителей частного бизнеса. Изюминкой обучения должна стать подготовка полного пакета документов в рамках курса.
- Программа будет проектноориентированной, - рассказал руководитель программы "Менеджмент в здравоохранении" Андрей Иванов. - Мы рассчитываем, что слушатели выйдут с готовыми пакетами документов - конкурсной документацией, матрицей рисков (управление рисками в ГЧП - одна из самых очень сложных вещей, но мы это умеем). Если они придут со своими задумками по проекту, то смогут заниматься именно ими. Чисто теоретических знаний здесь недостаточно.