11.11.2014 00:45
    Поделиться

    Каждый третий российский работодатель штрафует своих работников

    Повысить мотивацию сотрудников и увеличить производительность труда многие компании пытаются с помощью наказаний. Как выяснил рекрутинговый портал HeadHunter, в каждой третьей российской организации существует система штрафов сотрудников, которая нацелена на то, чтобы стимулировать работников к улучшению показателей труда.

    При этом почти каждый второй сотрудник хотя бы единожды был оштрафован сам (46%). Однако тенденция идет на спад. По сравнению с 2010 годом количество штрафующих компаний сократилось в 2,5 раза (34% против 87% четыре года назад). Впрочем, штрафы в той или иной форме применяются практически в любой российской компании, считает Алла Александрова, генеральный директор веб-разработчика DEFA:

    - Наказание рублем оправдано в том случае, когда провинность сотрудника напрямую влияет на бизнес-процессы, и должно применяться в исключительных случаях. Среди самых распространенных причин введения штрафов - систематические опоздания. Большой проект требует от всех его участников слаженной работы. Команда выступает в качестве единого механизма, и когда какая-то его часть выбивается из общего ритма, весь процесс начинает замедляться. Штрафы в этом случае помогают дисциплинировать сотрудников.

    В большинстве случаев работников наказывают за опоздание (54%), невыполнение задач в срок (38%), невыполнение плана (31%) и другие дисциплинарные нарушения. Однако есть и такие работодатели (12%), которые с помощью штрафов пытаются бороться даже с вредными привычками сотрудников (курение, алкоголь) и беспорядком на рабочем месте (10%). 7% работодателей штрафуют сотрудников за нецелевое использование Интернета.

    Несмотря на то что абсолютное большинство компаний практикуют именно денежные наказания (95%), руководство каждой третьей компании считает, что такой меры недостаточно - помимо материальной выплаты провинившихся ждет еще и устный выговор (35%), а иногда и отработка (5%). При этом за последние четыре года средняя сумма выплат сократилась с 5100 рублей (2010 год) до 3100 рублей (2014 год).

    Как показало исследование, более половины сотрудников (57%) стараются избегать ситуаций, в которых они могут лишиться части заработанного. А вот число тех, кто поддерживает эту практику, увеличилось по сравнению с 2010 годом (17% против 11%).

    Чаще всего штрафов следует ожидать сотрудникам таких профессиональных областей, как "туризм / гостиницы / рестораны", "безопасность" и "продажи". Как правило, штрафы применяют на низовых уровнях работников, отмечает Светлана Александрук, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства "Юнити":

    - Давно уже популярны другие механизмы мотивации людей на выполнение своих прямых обязанностей, следование задачам, придерживание стандартов (политики) компании. Например, показатели эффективности, KPI. Именно "штрафы" встречаются чаще за нарушение дисциплины, например, опоздания, курение.

    Однако многие компании, применяя "кнут", часто забывают о "прянике", полагает Алла Александрова:

    - Наличие прозрачной системы премирований за качественно выполненную работу, умение руководства вовлечь работника в процесс, сделать так, чтобы сотрудник чувствовал себя частью одной команды, - куда эффективнее любых штрафов. К примеру, в нашей компании система кнута и пряника поддерживается в первую очередь использованием системы почасовой оценки и приемки задач. Это позволяет управлять вознаграждением за работу не только в зависимости от пунктуальности специалиста, но и от качества выполнения задач.

    Поделиться