- В Петербурге очень велика доля торговых сетей. Сети убили малый бизнес, так как конкуренцию с ними выдержать невозможно, - заявил на тематическом круглом столе первый заместитель председателя петербургского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Александр Герман. -Однако указывать, где открываться сетям и в каком количестве, государство не может.
По его словам, у сетей три основные позиции для выбора поставщика - объем производства, срок реализации и цена. Вот именно требования к объему и не могут выдержать небольшие региональные производители. Сети при этом конкурируют между собой и тем самым регулируют рост цен в городе. Ни одна сетевая структура не поднимает цены, не увидев, что так сделали соседи. Парадокс в том, что если есть поставщик с должным качеством товара и с устраивающей сети ценой, но не подходящий по остальным параметрам, его без проблем заменят другим.
Председатель Ассоциации торговых предприятий "Союз" Ярослав Шклярский пояснил, что большинство сетей покрывают входными бонусами все свои затраты, и, от каких поставщиков получать прибыль, им в принципе все равно. По его словам, теоретически можно понизить цены на продукты до 20 процентов, если запретить эти бонусы, но это не главное.
- Правила монополий тормозят развитие отрасли. Категория входных бонусов, на мой взгляд, не поддается никакому административному регулированию, - пояснил эксперт. - Поэтому задачу государства вижу не в том, чтобы административным путем регулировать входной бонус и отсрочку платежа по товару, а в том, чтобы создать возможность конкурентного доступа на прилавок.
- Сети выкручивают руки российским поставщикам, поэтому на полках сейчас не видно разнообразия наших товаров, - пожаловался предприниматель Владислав Жижкун.
Депутат петербургского ЗакСа Ирина Иванова считает, что доля сетей в городе не должна превышать 50 процентов и не должна делиться между тремя-четырьмя компаниями.
-Мы работаем над документом о торговле в блоке законов о продовольственной безопасности. В конце года станет известно, принято ли это постановление и как к нему отнесутся в Госдуме, - говорит Иванова. - Вообще, должна появиться государственная программа о предоставлении предприятиям СЗФО мест для сбыта своей продукции. Облегчить попадание продукции небольших производителей на полки сетевиков мы не можем из-за того, что они не справляются с условиями монополистов, поэтому нужно решать вопрос об альтернативе.
По словам законодателя, любая инициатива депутатов, затрагивающая область продовольственной торговли, малого бизнеса и сетей, "не идет", а принять закон, чтобы он нормально работал, невозможно. Когда законы принимают, их экономические последствия не просчитывают. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) для малого бизнеса вообще не работает и не применяется, несмотря на то что профильному комитету Смольного выделены деньги на эту оценку.
- Чего мы добились, отрегулировав алкогольный рынок? Он стал "серым", потому что проще уйти в тень, чем платить по лицензии. Посмотрите, что творится на рынке незаконной торговли: уберут 10 ларьков, а завтра стоит уже 11 на тех же самых местах. Увеличение акцизов привело к сокращению на 10 миллиардов поступлений в бюджет Петербурга, в следующем году ожидается сокращение на 7,7 миллиарда. Пить при этом меньше не стали, но некоторые алкогольные заводы города находятся на грани закрытия и не работают на полную мощность. Чтобы исправить ситуацию, нужна политическая воля, - отмечает Ирина Иванова.