11.11.2014 00:41
    Поделиться

    Андрей Чибис: Ежегодно ремонтировать будут 50 тысяч жилых домов

    Жилищно-коммунальное хозяйство России - огромный сегмент экономики с гарантированным внутренним спросом. Ежегодный оборот отрасли превышает 4 трлн руб. Это в 2,5 раза больше, чем ВВП Болгарии. Потенциал повышения эффективности в этом секторе достигает 40%. О том, какую роль может сыграть бизнес в развитии ЖКХ, "РГБ" рассказал Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор.

    - В ЖКХ можно вкладывать и окупать проекты за счет повышения эффективности или цен за "коммуналку"?

    - Значительное количество проектов может быть окупаемым без резкого изменения тарифов. При сегодняшней стагнации экономики, введенных против России санкций, ЖКХ приобретает особую инвестиционную привлекательность. По нашему мнению и оценке экспертов, у отрасли сегодня гигантский потенциал. Она не подвержена экономическим колебаниям, так как обеспечена гарантированным спросом и государственной поддержкой. Невысокая маржинальная доходность с лихвой компенсируется надежностью и долгосрочной прогнозируемостью. Да, есть ряд военных городков, где платежи исторически слишком маленькие, где коммунальные услуги были практически бесплатные. Безусловно, там нужно повышать платежи. Но сегодня установленные ограничения можно преодолеть только с согласия депутатов местного самоуправления с предварительным публичным обсуждением и объяснением объективных причин. Как правило, это необходимый большой объем инвестиций в развитие ЖКХ. Такой механизм позволяет, если уж менять платежи, то делать это с разъяснениями и улучшением качества услуг.

    - Хватает ли законодательства?

    - В этом году мы завершили формирование новой законодательной базы, направленной на гарантии для инвесторов, которые будут вкладываться в эту отрасль. С 2016 года в обязательном порядке мы переходим на долгосрочное тарифное регулирование - главную страховку для любого бизнеса и инвестиций. Это значит, что компания, которая ведет бизнес в этой сфере, столкнется с минимальными рисками политического изменения тарифных решений (проще говоря, понижения тарифов). Если, к примеру, новый губернатор принимает решение о пересмотре ранее утвержденных параметров тарифного регулирования, то ему придется компенсировать коммунальной компании сумму, которую она недополучит. Если правительство на федеральном уровне по каким-то основаниям будет пересматривать тарифное решение, также придется компенсировать из бюджета принятые правила без дополнительного доказывания компанией понесенных убытков. Если деньги возвращаются не в первый год, а за два, то надо будет заплатить еще и проценты.

    Концессия - это самая эффективная форма ГЧП, когда стратегически важные системы водоснабжения или теплоснабжения остаются всегда в публичной собственности и нет никакого риска
    перехода этих систем в недобросовестную частную собственность

    Сегодня, когда компания получает годовой тариф, у нее есть мотивация доказать как можно больший объем затрат на обеспечение водоснабжения либо теплоснабжения. Сейчас действуют по принципу: запросил больше, получил меньше, но договорился как-то о тарифе. При долгосрочном регулировании заранее ставятся четкие целевые показатели по обеспечению качества, по сокращению количества аварий, по повышению энергоэффективности. И задача для бизнеса - достичь таких целевых показателей в те годы, которые ему установлены. Все, что удалось дополнительно сэкономить внутри тарифа - вложил средства в более энергоэффективные мероприятия, положил трубы, срок изношенности которых наступает не через десять лет, а через пятьдесят, сократил ненужное количество сотрудников и достиг определенной экономии в результате автоматизации процесса - остается в распоряжении компании, и это ее дополнительный доход. Налицо мотивация не зарабатывать на издержках, а честно, вбелую, зарабатывать на повышении эффективности. Это принципиальная смена парадигмы современного тарифного регулирования. Для того чтобы бизнес в сфере ЖКХ мог абсолютно свободно, честно зарабатывать, не пытаясь в мутной воде найти свой интерес, мы специально предусмотрели такую строку в тарифе, как предпринимательская прибыль. Если компания достигает тех целевых показателей, которые поставлены, она, помимо возврата инвестиций, получает 5-процентную прибыль.

    - Как в ЖКХ развиваются концессионные соглашения?

    - Все неэффективные унитарные предприятия, в том числе и МУПы, которые управляют большинством систем водоснабжения в городах, в обязательном порядке к 2016 году будут выведены на концессионные конкурсы. Концессия - это самая эффективная форма ГЧП, когда стратегически важные системы водоснабжения или теплоснабжения остаются всегда в публичной собственности и нет никакого риска перехода этих систем в недобросовестную частную собственность. Например, когда банкротится МУП, даже имущество, принадлежащее городу, но находящееся на праве хозяйственного ведения у унитарного предприятия, переходит на торгах к разным собственникам. Когда мы говорим о передаче объекта частному оператору в концессию, инфраструктура жизнеобеспечения всегда находится в собственности муниципалитета, либо субъекта, а частный оператор уверен, что на срок инвестиционного соглашения он находится у него в управлении. Тарифная формула установлена одна на весь срок концессионного соглашения, это прекрасные гарантии для любого бизнеса. Кроме того, в соглашении фиксируются те задачи по качеству, которые должен достичь концессионер. Если по каким-то причинам соглашение расторгается, то концессионеру возмещаются сделанные им инвестиции, которые он не вернул в рамках долгосрочных тарифных решений. У нас сегодня одни из самых лучших законодательных условий для ведения предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. В сравнении даже с нашими коллегами в Европе.

    - Какой бизнес работает в сфере ЖКХ?

    - Мы привлекаем к управлению в сфере водоснабжения, теплоснабжения, обращения с отходами потребления именно частный бизнес. Это приоритет государственной политики в сфере ЖКХ, который обозначен президентом. Сегодня благоприятные условия для бизнеса созданы, нормативная база выпущена, утверждена. Конечно, для управления водоснабжением и теплоснабжением наших городов малый бизнес - не самый подходящий вариант. Нам необходимы игроки, которые имеют финансовый потенциал и соответствующие компетенции. Тот участник, который приходит на конкурс, обязан предоставить гарантии об исполнении тех инвестиционных обязательств, которые на него возлагают концессионные соглашения.

    - Для малого бизнеса найдется место?

    - Для него открываются два других сегмента. Прежде всего, это сфера управления жильем, нашими домами, а там огромный потенциал повышения энергоэффективности. Практика показывает, что те малые управляющие компании, которые развиваются в наших городах, демонстрируют высокую эффективность и высокий уровень сервиса. Сегмент управления жильем, безусловно, ориентирован на малый и средний бизнес. С нынешнего года мы вводим лицензирование такой деятельности. Мы специально не стали фиксировать законодательные требования к наличию материально-технических ресурсов. Компания с хорошим уровнем администрирования, где нет большого количества работников, а есть подрядчики, может быть не менее эффективной, чем организация, имеющая свою технику и большой штат. Вводя лицензирование, запуская механизм сменяемости компаний, которые сейчас сидят на денежном потоке, мы открываем конкурентный сегмент, в том числе и для малого бизнеса.

    Кроме того, открывается одно новое направление в сфере управления жильем для малого и среднего бизнеса - сфера капитального ремонта многоквартирных домов. По всей стране запускается большой ремонт. Речь идет не о текущем ремонте подъездов и детских площадок, а о ремонте крыши, укреплении фундамента, смене инженерных систем, лифтов. В каждом субъекте Федерации есть своя региональная программа. И в этих программах находятся все дома - и новые, и старые. В программе должен быть указан срок проведения капитального ремонта и виды работ. У собственников есть право выбора. Отдавать деньги в "региональный котел", региональному оператору, который возьмет обязательства по ремонту на себя. Либо эти деньги можно копить на специальном счете в банке. Сбор денег на капитальный ремонт ведется уже в 44 регионах, в 2015 году подключатся все остальные.

    Мы планируем, что выйдем на темп ежегодного ремонта 50 тысяч домов по стране. Объем средств, которые будут на эти цели потрачены, составит около 150 млрд руб. в год. И это хороший рынок для малого бизнеса, строительных компаний, которые будут заниматься капитальным ремонтом наших домов. Самое главное и важное для нас - на этот сектор с большим интересом смотрят крупные бизнес-игроки, ранее занимавшиеся совсем другими видами деятельности.

    Поделиться