12.11.2014 00:31
    Поделиться

    Замирбек Осмонов: Патентная система взимания налогов себя изжила

    Недавно в ведомстве прошла коллегия, на которой подвели итоги работы за 10 прошедших месяцев. В том числе, рассматривался вопрос налоговой задолженности. Ее размер - это главный показатель нашей работы. Чем меньше сумма недоимки, тем лучше мы работаем. И наоборот.

    В целом же, к концу 2014-го, налоговикам удалось сократить долг перед бюджетом на 6,4 процента. В суммарном выражении это примерно 95 миллионов сомов.

    И все же проблема остается. Так, по состоянию на конец октября текущего года задолженность по налогам составила один миллиард 397 миллионов сомов, причем 344,4 миллиона сомов - это безнадежные долги. К вопросу их списания нужно подходить с большой осторожностью. Просто так это сделать нельзя, это бюджетные деньги. Необходимо прежде всего проверить обоснованность отнесения данной суммы к категории безнадежных.

    В Налоговом кодексе (НК) республики алгоритм действий по взысканию налоговой задолженности прописан достаточно четко, однако размеры недоимки уменьшаются очень медленно, и нас часто упрекают за это.

    Кстати, скажу, что именно за недостаточную работу в этом направлении пришлось освободить от занимаемых должностей нескольких начальников региональных управлений налоговой службы КР.

    Не буду заострять внимание на том, что каждый субъект предпринимательства обязан платить налоги, расскажу лишь о том, какие меры принимаются по отношению к тем, кто всеми правдами и неправдами пытается скрыть свои доходы от налогообложения.

    При выявлении такого факта проверяющие составляют акт, а затем выносят постановление о привлечении лица к административной ответственности. В случае непогашения в отведенное время начисленной суммы мы имеем права наложить арест на расчетный счет, если таковой имеется.

    Если же и там не хватает средств погасить долги перед бюджетом, то мы можем работать с дебиторами. То есть если последние имеют какие-то финансовые обязательства перед должником, налоговый инспектор вправе взыскать налоговую задолженность уже с них. Мы также имеем право описать имущество должника. Если же сумма сокрытых налогов или налоговой задолженности составляет свыше 500 тысяч сомов для юридических лиц и 100 тысяч для физических, то тогда мы передаем материалы в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Однако прежде чем прибегать к каким-либо санкциям, необходимо понять, почему эти долги образовались. Не следует думать, что налоговики - это какие-то монстры с драконовскими методами работы. Мы подходим к взысканию долгов взвешенно и не ставим перед собой цель финансово уничтожить бизнес, а лишь требуем четкого исполнения закона.

    У налоговой службы есть такие термины, как организованный и неорганизованный сектор. К первой категории относятся по большей части юридические лица. По отношению к ним требования уплаты налогов четко прописаны в Налоговом кодексе страны.

    Гораздо больше проблем доставляет так называемый неорганизованный сектор. К нему относится малый бизнес и частные предприниматели, которые работают не по патенту. У них не всегда есть возможность внести обязательные платежи в бюджет вовремя. Недоимка образуется даже в случае, если они, например, уплачивают необходимую сумму в следующем за отчетным месяце.

    В 2014 году мы провели месячник "Сократим недоимку". Территориальные налоговые органы усилили работу по взысканию налоговой задолженности. Материалы по злостным неплательщикам передали в суды, которые вынесли решение о принудительном взыскании задолженностей. У крупных должников описали имущество, выставили налоговые платежные требования на расчетные счета.

    Некоторым руководителям хозяйствующих субъектов и главным бухгалтерам выписали административные штрафы. Скажу вам, что месячник дал существенный результат. В результате принятых мер в бюджет поступило 592,4 миллиона сомов. Это на 14,3 процента больше прошлогоднего показателя.

    Зачастую сами предприниматели прибегают к различным ухищрениям, дабы налоги не платить. Наиболее распространенный метод сокрытия доходов - "черная" бухгалтерия. Вывести хозсубъекты, ее использующие, на чистую воду нам пока удается не всегда.

    Приведу такой пример. Некая фирма арендует офис в центре города, за который платит по несколько тысяч долларов в месяц. К этой сумме необходимо приплюсовать коммунальные и другие платежи. А в налоговом отчете прибыль показывается минимальная, а оклад сотрудников не превышает двух тысяч сомов. Маловероятно, чтобы сегодня кто-то работал за такую заработную плату. Безусловно, мы имеем полное право проверить достоверность указанных в отчете показателей, но есть загвоздка. По закону документальная налоговая проверка должна проводиться один раз в год. За это время в документах такое "нарисуют", что остается только удивляться, почему эта компания еще не банкрот.

    "Ахиллесова пята" - предприниматели, работающие по патенту. Проверить достоверность их отчетов практически невозможно. Вы знаете, что существует два вида патентов - обязательный и добровольный. Те, кто выбрал второй вариант работы, вообще не подлежат налоговой проверке.

    Сама патентная система не предполагает ведения бухгалтерии. Однако в Налоговом кодексе оговорено, что если физическое лицо, работающее по патенту, получило доход свыше четырех миллионов сомов, то налоговая служба должна прекратить выдачу патента, а бизнесмен обязан пройти регистрацию уже как "юридическое лицо" или "индивидуальный предприниматель, получающий доход", но если у "патентщика" нет бухгалтерии, как узнать его реальную прибыль?

    Сейчас правительство поставило перед налоговой службой и министерством экономики КР задачу разработать программу по отходу от патентной системы в перспективе, потому что, на наш взгляд, она уже себя изжила.

    Замирбек Осмонов, председатель государственной налоговой службы КР

    Поделиться