Премия "Маршрут года" сформирует базу данных турнаправлений

15-16 ноября в Воронеже состоится финал Всероссийской туристической премии "Маршрут года". 16 октября будут названы лауреаты премии. На конкурс представлено 263 проекта из 63 регионов России. Об организации национальных премий в сфере туризма и о ситуации на туристическом рынке страны рассказывает учредитель премий Russian Event Awards и "Маршрут года", председатель правления Фонда развития общественных связей "Region PR" Геннадий Шаталов.

Какую основную цель ставили организаторы такого масштабного мероприятия?

Геннадий Шаталов: Премия "Маршрут года" учреждена в этом году в Воронеже. Инициатива шла от фонда развития общественных связей "Region PR", который я возглавляю.

Идея возникла благодаря опыту проведения Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, учрежденной в 2012 году в Воронеже по нашей инициативе. За последние три года активно изучаю рынок туристских услуг, участвую в различных профильных мероприятиях. Стало понятно, что на территории страны проходит большое количество событий, привлекательных не только для российских туристов, но и для зарубежных гостей. И это одна из сторон, которая позволяет развиваться отечественному перспективному туристскому рынку.

Проведенный мониторинг, анализ ситуации в туристской деятельности показали, что во многих регионах кроме маршрутов, известных еще с советских времен (Золотое кольцо и другие), функционируют или начинают функционировать огромное количество маршрутов разной направленности - культурно-познавательных, исторических, выходного дня. Последние становятся очень популярны, особенно в регионах, которые борются за то, чтобы к ним приезжали, их узнавали. На этих территориях туристы тратят деньги, фактически вкладывая их в развитие региона. Ведь туризм нужно рассматривать через экономическую сферу.

Так и пришла идея учредить премию, которая бы не просто выявила и определила лауреатов, а дала возможность сформировать базу данных маршрутов в стране, выявить те проблемные вопросы, с которыми сталкиваются их авторы. И по итогам этой работы оказывать консультационную и информационную помощь при переходе к стандартам маршрутов, действующих во всем мире. Премия позволит определить лучшие проекты, из которых впоследствии совместно с представителями экспертного сообщества, турсообщества, авторами турмаршрутов можно создать более качественный турпродукт, продаваемый российским и зарубежным туристам.

Какие организации и из каких регионов представили свои проекты?

Геннадий Шаталов: Актуальность премии затронула очень многих представителей туристического сообщества. Сегодня уже определен список финалистов, а некоторые заявки еще продолжают поступать. География очень широкая - проекты представлены авторами от Владивостока, Якутии до Калининграда, от Черного моря (Крым) до Белого, много арктических проектов. То есть премия в первый год своего существования за счет поданных заявок по количественному и географическому принципам четко соответствует своему названию - Всероссийская.

Была проведена большая работа по информированию о новой туристской премии и условиях участия. Сотрудники нашего фонда информировали региональные органы власти, отвечающие за туризм, туристские информационные центры, СМИ, интернет-ресурсы, работающие в сфере туризма. Кроме того, был запущен сайт премии и созданы страницы в "Фейсбуке", "ВКонтакте". Нашу инициативу поддержало Федеральное агентство по туризму РФ и по своим каналам направило информационное письмо в регионы.

А вот финансовых партнеров у нас пока нет, премия проводится в основном за счет средств учредителей: Фонда развития общественных связей "Region PR" и Фонда содействия развитию продвижения брендинга территорий (Владивосток).

Все представленные проекты уникальны, но в финал вышли около 130 из 42 регионов. Ожидаем гостей из Саратова, Самары, Тольятти, Пензы, Перми, Нижегородской области, Екатеринбурга, Иркутска, Краснодара, областей ЦФО. Все они хотят не только поучаствовать, но и посмотреть другие проекты, поделиться опытом, и это - главное.

Что может содействовать активному развитию туризма в регионах?

Геннадий Шаталов: Туристские информационные центры (ТИЦ), объединенные в Национальную Ассоциацию информационно-туристских организаций (НАИТО). В туристском сообществе уже убедились в эффективности деятельности таких центров.

По действующему законодательству туризм входит в компетенцию регионов. Но во многих областях идут на открытие ТИЦ в городах. Там власти понимают, что это позволяет городу развиваться, продвигаться и зарабатывать деньги. Например, в Ярославской области, где туризму уделяют пристальное внимание, во всех, даже небольших городах созданы ТИЦы. В маленьких городах понимают, что нужна структура, которая бы занималась формированием туристской привлекательности, развитием, позиционированием, продвижением данного направления. О городе и регионе будут лучше узнавать, туда будут ехать люди.

ТИЦы успешно функционируют в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и других городах. В финале премии "Маршрут года" мы увидим презентации ТИЦов из Бурятии, Дагестана, городов Выкса и Семенов (Нижегородская область), Выборга, Калуги, Оренбурга, Кировска, Иркутска, Пскова, Екатеринбурга, Кургана, Переславля-Залесского, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.

В Воронеже в последнее время на уровне городской и областной власти неоднократно заявлялось о том, что развитию туризма следует уделить более пристальное внимание.

Необходимо создавать ТИЦ в пределах Воронежской области, но, возможно, настала пора создать ТИЦ непосредственно миллионного Воронежа. В "Долгосрочной стратегии развития городского округа город Воронеж", разработанной Заслуженным экономистом РФ, выдающимся воронежским ученым Владимиром Эйтингоном, отмечается, что именно туризм является одним из приоритетных направлений развития города.

На это стоит обратить внимание и депутатам Воронежской городской думы. Да, создание ТИЦов - проблема, надо изыскивать средства, так как это не входит в компетенцию города, но в других населенных пунктах находят пути решения этой проблемы.

Например, ТИЦ создан в городах Чаплыгин и Елец Липецкой области. Там формируют туристско-рекреационные зоны. Это наши ближайшие соседи и даже конкуренты, так как они находятся на федеральной трассе М-4, на турпотоке, который идет от Москвы, не доезжая Воронежа. Кроме того, липчане строят в Задонске туристско-рекреационную зону прямо рядом с трассой. Так что Воронежу необходим туристско-информационный центр.

Первый раз мы проводили Национальную премию в области событийного туризма Russian Event Awards в 2012 году, а потом она ушла в другие регионы. В этом году было пять региональных туров (Сыктывкар, Самара, Владивосток, Ростов-на-Дону, Ярославль). Общенациональный финал пройдет в Кирове.

Очень хотелось бы надеяться, что наша новая инициатива по организации и проведению Всероссийской туристской премии "Маршрут года", финал которой пройдет в родном Воронеже, может стать неким катализатором для того, чтобы взглянуть на эту проблему с другой стороны, в частности, активнее со стороны властей, местного турсообщества и бизнеса.

В туризме обязательно должен быть задействован бизнес. В Воронеже это касается, в первую очередь, отелей. В городе становится все больше гостиничных мест, но многие отели в выходные дни пустуют. Но никто из них не ведет серьезную работу по развитию туров выходного дня, как ее ведут в Ярославле, в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде. В такой работе должен быть заинтересован и бизнес, связанный с общепитом.

Ожидается, что на премию приедут около ста человек, то есть в отеле нам надо было забронировать фактически сто номеров. При подготовке мероприятия встречались с администраторами многих воронежских отелей, выбирали площадку, но большинство из них рассматривали это мероприятие только как источник заработка, не думая о перспективах, о модели партнерства. А ведь приезжают те специалисты, которые занимаются именно турмаршрутами, они профессионалы и к ним прислушиваются.

А где будут презентовать проекты на туристические премии в 2015 году?

Геннадий Шаталов: У нас уже есть предложения из нескольких регионов страны, называть их пока не буду, скажу лишь, что предложений немало, но все сейчас в стадии переговоров, уточнений условий и дат. Мы получили предложение от 4 городов провести финал премии "Маршрут года 2015" у них. Кстати, предложения поступили как от подразделений региональных органов власти, отвечающих за туризм, так и от представителей бизнеса.

Когда придумали премию в области событийного туризма - она была первой и единственной. Сейчас "Маршрут года" - уникальная премия, в ее рамках оцениваются туристические маршруты. В настоящее время отрабатываем модель ее проведения в 2015-м, и если получим финансовую поддержку проекта со стороны органов власти нашего региона, то финал премии и в следующем году может пройти в Воронеже. А ведь премия "Маршрут года" - это то самое событие, в отличие от многих проводимых в Воронеже, которое активно продвигает территорию. Смысл туризма - экономика. Туризм - это когда деньги, заработанные на одной территории, тратятся на другой.

Для того, чтобы произошло объединение турсообщества, воронежских турагентств, местной власти следует активнее заниматься развитием туризма и, условно говоря, она должна дать определенный сигнал. При подготовке финала мы искали партнеров среди предпринимателей, но они отказывали - туризм в Воронеже не приоритетное направление, и нет смысла в инвестировании.

В Ярославле у международного туристического форума Visit Russia большое количество партнеров, крупные структуры, мировые бренды, в регионе туризм в приоритете. Форум открывал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. Там выступила почетный гражданин Ярославской области Валентина Терешкова. Такая поддержка и является неким сигналом для турсообщества и для бизнеса, который готов вкладывать инвестиции в туробъекты, турпродукты.

На сегодняшний день Воронеж выпадает из туркарты страны, так как не активен в данном направлении, в отличие от многих других российских городов.

Но я уверен, что ситуация с развитием туризма в Воронежской области и городе Воронеже изменится в лучшую сторону, и должно это случиться в следующем году.