- Это врач с большим стажем. Уверен, он сможет переломить ситуацию в сфере здравоохранения, - заявил глава республики Сергей Аксенов. - В Крыму сложилась ситуация, когда государственная система здравоохранения умышленно разрушалась в угоду частному бизнесу. В государственных учреждениях много лет не закупалось новое оборудование, не проводилась модернизация, зато на тех же площадях развивались частные предприятия, которые за бешеные деньги оказывают крымчанам услуги.
Аксенов пообещал, что теперь работа профильного министерства будет направлена на восстановление отрасли в полном объеме. Но справится ли с этой задачей третий за полгода министр - еще вопрос. По мнению специалистов, ситуация в медицине Крыма довольно непростая. И связано это, в первую очередь, со сложностями переходного периода.
- Причина "министерской лихорадки" - вовсе не в отсутствии в Крыму кадров нужной квалификации, - говорит директор Крымского республиканского территориального центра экстренной медицинской помощи Александр Дворский. - На мой взгляд, смена руководителей отрасли вызвана в первую очередь сложностями переходного периода. Трудно сейчас сориентироваться министру: чему отдавать предпочтения и как развиваться дальше. На руководителя давят с разных сторон Следственный комитет, прокуратура и администрация главы республики. Эти ведомства должны сбалансировать свои требования, и тогда будет проще решать вопросы. Все уляжется, когда будут четкие правила, по которым должна работать медицинская отрасль.
С другой стороны, отмечают эксперты, мешает коррупционность в отрасли.
- К сожалению, надо признать, что здравоохранение было слишком коррумпированной сферой, - сказал "РГ" политолог, заместитель председателя Общественной палаты Крыма Александр Форманчук. - В Крыму эти схемы сложились давным-давно и Аксенов, знал о них, будучи внизу, не у власти. Поэтому у премьера было искренне желание нанести серьезный удар по коррупции в здравоохранении.
По мнению эксперта, отставка двух министров здравоохранения за полгода вызвана разными причинами, но в целом продиктована задачами реформирования отрасли, которые ставит глава республики Сергей Аксенов.
- Экс-министр Петр Михальчевский не особенно был замешан в коррупционных схемах, но он ушел с поста, поскольку надо было откупорить эту бутылку, и провести чистку среди главврачей, - сказал Александр Форманчук. - Эту задачу Аксенов выполнил, но, взбудоражив медицинский мир, не совсем правильно сделал замещения.
Отставка Александра Бахарева с поста руководителя отрасли здравоохранения, считает политолог, была добровольной, после того как министр критично оценил собственные возможности.
- Экс-министр Александр Бахарев - человек достаточно искренний и старался что-то сделать на своем посту, но оказалось, что он не тянет в этой должности и он сам это понял, - сказал Форманчук.
Кандидатуру нового министра Александра Могилевского политолог считает не совсем удачной, и предполагает, что он также не задержится в кресле руководителя здравоохранения.
- Аксенову очень важно найти замену министру, и я думаю, что Могилевский - это не последняя кандидатура на этот пост, - считает Форманчук. - Образовался такой феномен, что профессиональный люди даже боятся идти на эту должность, понимая всю эту разрушенную пирамиду, которую надо успокоить. А отваживаются те люди, у которых нет тормозов. У меня есть сомнение, что в 65 лет человек, не добившись более высоких должностей в свое время, будет соответствовать требованиям премьера. К тому же он больше врач, а сейчас на этом посту нужен менеджер. Я не вижу людей, соответствующих тем высоким требованиям, которые предъявляет премьер, людей, способных понять, что он хочет.
Ситуацию, сложившуюся в отрасли, политолог назвал достаточно тревожной. Оптимизма в связи с очередной сменой министра не испытывают и сами медики. Как рассказал корреспонденту "РГ" на правах анонимности главврач одной из больниц Крыма, проблема не в людях, которых руководство РК ставит на такую сложную в переходный период должность, а в том, что их недостаточно к ней подготавливают.
- Не надо менять министра за министром, надо еще до назначения отправлять кандидата на стажировку в другой российский регион, потом приставить к нему заместителя из РФ, снабдить экономистами и юристами. Тогда и тендеры бы проходили беспроблемно, и с другими процедурными моментами люди справлялись.
Эксперт отметил, что можно быть хорошим доктором, но необходимо должным образом знать систему здравоохранения России, новое законодательство, механизм решения процедурных вопросов. Тем более, что с 1 января "мы начнем работать по приказам и другим регламентирующим документам уже Российской Федерации, и нам сейчас на этом посту нужен менеджер - не столько хороший врач, сколько хороший менеджер".