По данным областного департамента экономического развития, торговли и труда, малый и средний бизнес создает треть всех рабочих мест в Зауралье. Учитывая такую социальную нагрузку, власти стараются всячески поддерживать предпринимательство: в регионе действует более десяти видов только прямых финансовых мер, столько же создано организаций инфраструктуры. При этом спектр господдержки постоянно расширяется. Например, в этом году впервые начали субсидировать организацию групп дневного пребывания детей дошкольного возраста. На создание такого частного детсада можно получить до миллиона рублей. В будущем году планируется включить в число приоритетных для субсидирования направлений пассажирские перевозки за исключением такси, а также народные и художественные промыслы. Между тем деловые люди недовольны, предлагают прекратить "бесплатную раздачу денег" и перейти к более эффективным мерам.
Елена Воротынцева - предприниматель с большим стажем: 21 год она занимается торговлей, 17 лет - производством замороженных полуфабрикатов, 13 - сельхозпроизводством. Все эти годы она работает в теснейшем контакте с департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области. При этом ей не удалось получить от государства ни рубля на поддержку своего бизнеса: она всегда шла "впереди паровоза" - проекты возникали раньше, чем программы господдержки. Например, когда покупали оборудование, еще не было инвестиционных кредитов, когда приобретали здание - не субсидировались кредиты на недвижимость. Но вот пришло время, и помощь государства потребовалась: бизнес вырос, а денег на развитие и освоение новых рынков сбыта за пределами УрФО недостаточно. Оказалось, помочь некому: банки под оборотные средства кредит не дают, власти тоже разводят руками.
- Хорошая у нас в области программа господдержки бизнеса. Но разработана она, как мне кажется, без понимания того, что важно для региона, - говорит Елена Воротынцева. - Если стоит задача поднимать экономику Курганской области с помощью малого и среднего бизнеса, значит его и надо поддерживать. Но не только начинающих, как это у нас в основном заведено, но и средний бизнес, которому порой требуется помощь даже больше, чем "малышам". Я не прошу денег, мне нужны гарантийные обязательства региональных властей для получения долгосрочных инвестиционных кредитов. Если не вкладывать в укрупнение производства и не выходить за пределы региона, Курган может превратиться в сельпо, а предприятия будут толкаться на одном пятачке и "поедать" друг друга.
Руководитель сети магазинов парфюмерии и косметики Андрей Попов поддерживает коллегу: бизнесу нужно создать условия для развития, а не раздавать деньги.
- В Кургане почти нет коммерческой недвижимости под магазины и рестораны, а та, что есть, баснословно дорогая. Хотя торговля обеспечивает и доход, и рабочие места: магазин площадью 100 квадратных метров в центре города - это 35 тысяч рублей налога на вмененный доход в месяц, пять сотрудников, - рассуждает он. - От десяти магазинов бюджет получит 350 тысяч рублей налогов. Но многие мои коллеги не нашли места для эффективного вложения денег в Кургане и сейчас развивают бизнес в других регионах.
Власти признают: часть видов господдержки остается практически не востребованной, значит, действительно надо что-то менять. Так, по официальным данным, в этом году 125 предпринимателей обратились за субсидированием по договорам лизинга оборудования, семеро захотели открыть частные детсады, четверо получат помощь для участия в выставках и ярмарках и только трое оформили субсидии по инвестиционным кредитам. И это при том, что всего в регионе более 22 тысяч субъектов МСП!
Правда, нередко коммерсанты не могут воспользоваться государственной помощью, как утверждают чиновники, из-за того что значительная часть этого сегмента все еще находится в тени.
- Часто причина отказов при обращении за прямой господдержкой - низкая заработная плата, которую указывают предприниматели. По заключенному в области трехстороннему соглашению минимальный размер оплаты труда для работников внебюджетной сферы составляет 7321 рубль и не может быть ниже. Если бы они соблюдали все условия, то по тому же лизингу было бы не 125, а минимум 250 договоров, - считает глава регионального экономического ведомства Игорь Ксенофонтов. - Кроме того, предприниматели не хотят работать с документами. А ведь получение господдержки - это большая ответственность и строгая отчетность.
Учтут ли власти пожелания среднего бизнеса в ходе корректировки условий выдачи госгарантий при получении долгосрочных инвестиционных кредитов, пока неясно: по словам чиновников, вопрос требует детального изучения и обсуждения. По мнению некоторых экспертов, власть вряд ли захочет брать на себя риски некрупных компаний. Впрочем, время покажет.