Уралу угрожают инфекции из-за халатного обращения с медотходами

В столице Южного Урала насчитывается около 300 пунктов приема вторсырья, которое затем поступает на 78 предприятий, где отходы сортируют для дальнейшей переработки. Из мусора в регионе производят теплоизоляционные и нетканые материалы, компоненты для дорожного строительства, гофрокартон. На эту продукцию есть стабильный спрос, однако решить проблему утилизации мусора силами одного лишь бизнеса не получится.

Полигон в законе

По данным управления Росприроднадзора по Челябинской области, из 563 объектов размещения твердых бытовых отходов (ТБО) в регионе только два соответствуют требованиям законодательства и включены в госреестр - в деревне Урефты Сосновского района и в ЗАТО Локомотивный. При этом с каждым годом число теневых свалок только увеличивается. В следующем году их может стать еще больше, ведь срок лицензий у многих муниципальных объектов истекает, а продлить их непросто: само понятие "свалка" постепенно уходит в прошлое, новые нормы требуют размещения бытовых отходов на специальных полигонах. Таких сегодня в регионе насчитывается не более десяти. Собственного полигона пока не имеет даже областной центр.

- Планируется закрытие городской свалки в Челябинске, разработан проект нового полигона, где будут размещаться бытовые отходы из областного центра, Еманжелинска, Копейска и других ближайших населенных пунктов. Проект проходит государственную экологическую экспертизу, после чего сразу начнется строительство, - заверил начальник отдела управления экологии и природопользования администрации Челябинска Дмитрий Никишин. - А территорию бывшей свалки рекультивируем - высадим деревья.

Пока же сюда ежедневно вывозится свыше двух тысяч тонн отходов, их уже практически негде складировать, ресурс свалки давно исчерпан - захоронение ТБО здесь ведется с 1949 года. Но скорого закрытия объекта, по словам экспертов, ожидать не стоит.

- В августе этого года проект строительства нового полигона получил отрицательное заключение экологической экспертизы, которая проводилась департаментом Росприроднадзора по УрФО, затем материалы поступили в региональное управление. В адрес разработчика проектной документации направлено представление о некомплектности представленных материалов. Выставлены требования о повторном обсуждении проекта после устранения замечаний. На все уйдет длительное время, - говорит начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования управления Росприроднадзора по Челябинской области Юлия Багрецова.

В такой ситуации деятельность предприятий по переработке отходов может стать "спасательным кругом", способным уменьшить масштаб экологической проблемы.

Сырья не хватает

На рынке утилизации ТБО сегодня достаточно высокая конкуренция и четкое разделение по видам деятельности: есть компании, которые занимаются только сбором и сортировкой отходов, а есть и "высшая каста" - переработчики.

- Возник даже дефицит подготовленного для переработки сырья. На нашей площадке долго ничего не залеживается: только рассортируем мусор, он тут же скупается переработчиками. За ним очереди выстраиваются, а вы говорите - отходы! - рассказывает Виталий Прохоров, директор кыштымского предприятия, которое 14 лет занимается сбором и сортировкой мусора.

Ежегодно компания собирает 2,7 тысячи тонн макулатуры и свыше тысячи тонн полимерного сырья. Закуп отходов ведется у торговых организаций и промышленных предприятий Кыштыма, Озерска, Миасса, Верхнего Уфалея, Каслей, Аргаяшского района.

- Помимо трат на покупку самого вторсырья, немалые деньги уходят на ремонт и обслуживание автопарка, дорожающий бензин, зарплату сотрудников и уплату налогов. Вот и выходит, что мусор нам совсем недешево достается, - говорит Виталий Прохоров. - К тому же, чтобы развивать свой бизнес, нужны серьезные инвестиции и грамотная стратегия, однако многие компании сегодня преследуют лишь одну цель - быстрого обогащения, поэтому они часто закрываются. И это достаточно серьезная проблема.

Привлекает желающих сорвать куш высокая рентабельность такого бизнеса - более 30 процентов. При этом "входной билет" на рынок весьма доступный, если не предъявлять завышенных требований к автопарку. Но, как утверждают опытные игроки, ошибка большинства стартапов в том, что они замыкаются на сборе только одного вида отходов, а это верный путь к банкротству. Да и сортировка отходов - лишь на первый взгляд простое дело: потребовалось немало времени, чтобы инициативу по раздельному сбору мусора в жилом секторе приняло население. Компания установила за свой счет 180 контейнеров в Кыштыме и Озерске, проводила разъяснительную работу. Сегодня домовладельцы здесь сами разделяют бытовые отходы, тогда как в Челябинске жители пока обходят такие контейнеры стороной, предпочитая не заморачиваться и выбрасывать мусор, как привыкли, в общую помойку.

- Без государственной поддержки сложно организовать переработку отходов на современном уровне, внедрять новые производственные технологии, стимулировать население к сортировке мусора. Хотя из отходов можно получать востребованные материалы для строительной отрасли, дорожного комплекса, - считает директор группы компаний по утилизации мусора Виктор Воскобойников. - Надеемся, что в будущем будет введен утилизационный сбор для населения, который войдет в структуру коммунальных платежей и позволит компенсировать компаниям-переработчикам часть затрат.

Санитарный пробел

Однако если УК заинтересованы в приходе частников на рынок, то МУПы и подведомственные им организации, которые занимаются непосредственно сбором и транспортировкой отходов, рискуют потерять часть прибыли. Да и население будет вправе потребовать уменьшения платы за вывоз ТБО и перерасчета тарифа, что понудит муниципалов и вовсе оставить этот сегмент бизнеса.

В то же время есть особая категория мусора, в которой предприниматели практически не заинтересованы: перерабатывать его нельзя, а ликвидировать необходимо. Речь идет об особо опасных отходах, в том числе медицинских. В Челябинске в месяц образуется около 150 тонн такого мусора, при этом только три частные компании сегодня занимаются его уничтожением.

- Мы собираем порядка 30 тонн медицинских отходов в месяц. Но тенденция такова, что после отмены лицензирования число частных медучреждений и стационаров резко выросло, но при этом к нам поступает все меньше и меньше отходов, - рассказывает директор южноуральского центра утилизации медотходов Евгений Дик. - Наверное, больницы и частные клиники стремятся таким образом снизить свои затраты и выбрасывают даже послеоперационные материалы в обычные мусорные баки.

По словам Евгения Дика, риск распространения опасных инфекций, в том числе ВИЧ, в результате такого халатного обращения с медицинскими отходами очень велик: при попадании на обычную свалку инфекция молниеносно разносится грызунами, птицами, собаками и другими животными. При этом на свалку порой попадают перевязочные материалы, послеоперационные отходы и биологические препараты после проведенных испытаний в различных лабораториях.

- Часть отходов не то что перерабатывать - нельзя даже разбирать, это чревато серьезными последствиями, - говорит Евгений Дик.

Однако заставить частные клиники уничтожать опасные отходы в специализированных центрах невозможно - действенных рычагов для этого нет. Как почти нереально и поймать нарушителя за руку: в этом году природоохранной прокуратурой Челябинской области к административной ответственности привлечено лишь шесть должностных лиц.

- Из-за небольшой штатной численности природоохранная прокуратура все свалки и полигоны ТБО в регионе охватить не может, - разводит руками природоохранный прокурор Челябинской области Михаил Подкорытов, - поэтому чаще выезжаем с проверкой уже по факту нарушения.