Связано это не с тем, что рестораторы в условиях экономической нестабильности сбросили цены, стараясь заполучить больше посетителей. "Многие уже не могут себе позволить те блюда, которые заказывали, скажем, весной или летом, - пояснил Немерюк. - Поэтому выбирают кушанья подешевле, стараясь сэкономить".
Эксперты ряда мировых компаний, работающие в России, тоже отмечают падение посещаемости общепита в Москве. Например, Светлана Ярова рассказала "РГ", что владельцы некоторых ресторанов на улице Тверской, заметив снижение на 15-20% потока посетителей, обратились к собственникам зданий, где они располагаются, с просьбой снизить ставку аренды, традиционно самую высокую в центре города.
По этой ли причине или какой другой, за третий квартал арендная плата на центральной магистрали столицы уже упала в среднем на 10% - с $3-5 тыс. за кв. м в год до $2,7-4,5 тыс. Но рестораторы тем не менее обеспокоены своей судьбой. По словам президента Ассоциации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, для общепита настали нелегкие времена. "Буквально до минувшей пятницы мы получали продукты со складов по старым ценам, сформированным до введения санкций и роста валюты, - рассказал он.
- Сейчас начались новые поставки. И закупочные цены сразу же выросли на 25%. Словом, товар, который раньше стоил 1 тысячу рублей, сейчас стоит уже 1250 рублей". Впрочем, это не означает, что и стоимость чека вырастет на 25%. "В Москве посещение кафе и ресторанов - это не повседневная традиция, как, например, в Берлине, где люди после работы ужинают не дома, а часть досуга, - продолжил Бухаров. - А во время нестабильности москвичи, как и все россияне, начинают экономить как раз на развлечениях. Поэтому если еще цены резко повышать, можно вообще остаться без посетителей".
В связи с этим рестораторам придется сдерживать цены самим. А на них влияют не только возросшие цены на продукты, но и возросшие штрафы, например, за невыполнение санитарных норм , увеличение цены лицензий на продажу алкоголя. "По самым нашим оптимистичным прогнозам, к февралю в столице может закрыться до 15% объектов общепита", - прогнозирует Игорь Бухаров.
Но, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгия Остапковича, ничего страшного в этом нет, уйдут с рынка лишь мелкие предприятия: "Уверен, на их место придут другие - финансово сильные, с более грамотным менеджментом, - рассуждает эксперт. - То же самое происходит на Западе в период нестабильности, это нормальный процесс.