13.11.2014 00:05
    Поделиться

    Лучшие спектакли фестиваля NET "Новый европейский театр"

    Фестиваль NET "Новый европейский театр" - это своеобразное "театральное окно" в Европу для России. Ежегодно в его программе - самые заметные и провокационные спектакли, созданные за последние несколько лет известными европейскими режиссерами. "РГ" отобрал из них самые лучшие и обязательные к просмотру.

    "Деменция"

    Всемирно известный венгерский кино- и театральный режиссер Корнель Мундруцо, чьи работы не раз удостаивались премий на самых престижных фестивалях, представит спектакль о буднях психиатрической клиники. Деменция - медицинский термин, обозначающий врожденное слабоумие. История, положенная в основу спектакля, взята из реальной жизни: клинику закрыли, пациентов оставили умирать одних, без должной медицинской помощи. Здание рушится, сад вокруг госпиталя зарос сорняками, а остальному миру нет дела до душевнобольных. Будет ли польза от того, что они проживут на два-три года дольше? Есть ли надежда для них, если общество потребления не спешит заботиться даже о здоровых людях? Где искать выход - в религии, философии, милосердии?

    Центр им. Мейерхольда, 15 и 16 ноября.

    "Великая и невероятная история коммерции"

    Еще одна реальная история. В основу своего спектакля французский режиссер и драматург Жоэль Помра положил пьесу собственного сочинения, созданную на основе его разговоров с пятью продавцами-коммивояжерами. Кстати, Помра хорошо известен в России: в 2007 году в московском театре "Практика" Помра поставил пьесу "Этот ребенок", а в 2013 году в МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля по его пьесе "Круги. Сочинения". Пятеро героев "Великой и невероятной истории коммерции" каждое утро собираются вместе и подводят итоги дня минувшего. Они говорят только об одном - своем бизнесе - цифрах, доходах, рынке. Они считают свою профессию самой лучшей в мире и ни на что ее не променяют. Автор воздерживается от оценок - не ругает, не хвалит своих персонажей, оставляя зрителю возможность поразмышлять о том, как золотая монета уверенно правит миром.

    Центр им. Вс. Мейерхольда, 19 и 20 ноября.

    "Король Убю"

    Режиссер этого спектакля Деклан Доннеллан - один из самых известных в России английских режиссеров. На его счету - семь постановок в различных российских театрах, в том числе балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта", выпущенный Большим театром под чутким руководством Доннеллана. Француз Альфред Жарри написал культовую драму "Король Убю" в четырнадцать лет. Донеллан, как и автор пьесы, беспощадно выставляет напоказ все самые неприглядные стороны общества потребления. Убю - мелкий домашний тиран, быстро превратившийся во всесильного диктатора, подчинившего себе все. Написанная в 1896 году пьеса невероятна актуальна сегодня.

    Театр наций, 21 и 22 ноября.

    "Последняя лента Крэппа"

    Юозас Будрайтис - исполнитель главной роли в этом спектакле Оскараса Коршуноваса. "Я бы никогда не взялся за постановку "Последней ленты Крэппа", если бы не Будрайтис, который способен стать символом в беккетовском понимании в силу его возраста, опыта и интеллекта", - признается Коршуновас. Вместе они вынашивали идею постановки пьесы Сэмюэля Беккета "Последняя лента Крэппа" более двух десятилетий. Пьеса собрана из воспоминаний одинокого пожилого человека, сидящего в комнате, по которой разбросаны многочисленные аудиопленки с записями его собственного голоса, сделанными много лет назад. Крэпп нынешний и Крэпп на записи - два разных человека, настолько враждебных друг к другу, что Крэпп-старик люто ненавидит Крэппа-молодого.

    Студия театрального искусства, 26 и 27 ноября.

    "Тартюф"

    Спектакль в постановке главного режиссера Дойчес-театра в Берлине, лауреата премии "Золотая маска" Михаэля Тальхаймера. Постановка стала настоящим театральным событием в Берлине. Тартюф в исполнении Ларса Айдингера (это, пожалуй, его лучшая роль на данный момент) далек от мольеровского героя. Нечесаные волосы, спущенные штаны, голый торс, руки, усеянные татуировками с религиозными текстами, - все это создает образ рокера 80-х или современного берлинского нищего, но никак не молодого и ушлого Тартюфа, вторгшегося в доверие семьи Оргона. Но в "Тартюфе" Тальхаймера все перевернуто с ног на голову: грешники становятся святыми, а обманщики изрекают философские истины, которые от них никак не ожидаешь.

    Театр наций, 29 и 30 ноября.

    "Зимний путь"

    Южноафриканский художник и режиссер Уильям Кентридж представит невероятно зрелищный спектакль, созданный общими усилиями нескольких европейских фестивалей и театральных компаний. Кентридж не только актуальный современный художник, но и режиссер-постановщик оперы "Нос" Дмитрия Шостаковича в Метрополитен-опера (Нью-Йорк) и "Волшебной флейты" Моцарта в Ла Скала. Музыкальной основой спектакля "Зимний путь" стал одноименный вокальный цикл Франца Шуберта. Драматургической - поэмы Вильгельма Мюллера. А в целом это 24 мелодии для голоса и фортепьяно, иллюстрирующие одинокое путешествие героя, опустошенного любовной неудачей. Декорациями к музыкальному спектаклю стали рисунки и видеоинсталляции Кентриджа.

    Московский международный дом музыки, 26 ноября.

    "Дыхание"

    Популярный английский режиссер, офицер ордена Британской империи и большая поклонница системы Станиславского Кэти Митчелл создала спектакль по пьесе Дункана МакМиллана о грядущем апокалипсисе. Конец света наступит совсем скоро, если люди не перестанут относиться к природе и ее ресурсам слишком потребительски. На сцене - минимум декораций и всего два актера - мужчина и женщина. Обоим героям почти тридцать, они живут в большом городе и считают себя добропорядочными гражданами. Они не ходят в сетевые магазины, смотрят исключительно "умное" кино и очень любят рассуждать о политике. В спектакле оба предстают в необычном виде: герои крутят педали велотренажеров, которые подключены к динамо-машине, производящей электроэнергию для освещения сцены.

    Электротеатр "Станиславский", 29 и 30 ноября.

    "Конармия"

    Спектакль мастерской Дмитрия Брусникина. Курс Дмитрия Брусникина - мастерская Школы-студии МХАТ. Руководитель курса - актер МХТ им. Чехова, режиссер, профессор, заслуженный артист России. Постановки мастерской идут в ведущих московских театрах - "Практика", Театр.doc, Учебный театр Школы-студии МХАТ. Спектакль, который представит Брусникин на фестивале NET, основан на знаменитом цикле рассказов Исаака Бабеля, объединенных темой гражданской войны. Красная стихия, 1-я Конная армия под командованием Семена Буденного, движется по украинско-польской земле, чтобы захватить Варшаву. Герои в поисках ответов на вопросы: какова природа революции и войны, которые обесценивают всю прежнюю жизнь, и так ли нужен в годы лихолетья русский бунт, "бессмысленный и беспощадный"?

    Центр им. Вс. Мейерхольда, 2 декабря.

    "Человеческое использование человеческих существ"

    Спектакль итальянского режиссера-новатора, кавалера французского Ордена искусств и литературы Ромео Кастеллуччи покажут в новом московском театральном пространстве - электротеатр "Станиславский". Его открытие на Тверской улице запланировано на январь 2015 года. Мировая премьера "Человеческого использования..." состоялась в Болонье в феврале 2014 года. После окончания фестиваля спектакль останется в репертуаре театра. Пьеса - это диалог Христа и Лазаря. По словам Кастеллуччи, идея спектакля родилась, когда он рассматривал фреску Джотто "Воскрешение Лазаря" в Падуе. "Я представил себе, как бы могла выглядеть эта фреска в реальности; представил диалог, который бы мог произойти между Христом и Лазарем. Ведь Лазарь вовсе не рад своему воскрешению и не хочет возвращаться к жизни", - говорит режиссер.

    Электротеатр "Станиславский", 5 декабря.

    Тем временем

    Международный театральный фестиваль им. Чехова объявил программу на 2015 год. Французский театр "Буфф дю Нор" на сцене театра Моссовета представит бессмертную комедию Мольера "Мещанин во дворянстве". Также зрителей ждет спектакль "Война" по роману "Смерть героя" Ричарда Олдингтона, произведениям "Илиада" Гомера и "Запискам кавалериста" Николая Гумилева в постановке актера, театрального композитора и режиссера Владимира Панкова. Жанр постановки - саундрама - это синтез музыки, пластики, голоса, текста. Одна из самых долгожданных премьер чеховского фестиваля в следующем году - спектакль Люка Бонди "Ложные признания" по пьесе Пьера Мариво (спектакль театра "Одеон") со звездой французского кино Изабель Юппер в главной роли. Фестиваль пройдет с 13 мая по 17 июля 2015 года. Билеты на часть спектаклей уже поступили в продажу.

    Поделиться