13.11.2014 10:35
    Поделиться

    Учителя владимирских сел пожаловались на низкую зарплату

    Сельские учителя жалуются на низкую зарплату

    Сначала было письмо

    "Очень много разговоров о зарплате педагогов. Лично я на себе этого не заметила. Переехала из Амурской области в Ивановскую. Устроилась в сентябре в школу учителем немецкого. Размер зарплаты долгое время не оглашали. Когда я в конце сентября увидела начисления, первой реакцией был шок: аудиторская занятость (18 часов) и специальная часть составили 6281 рубль 35 копеек. И это у педагога, имеющего высшее образование и стаж. Далее была неаудиторская занятость и стимулирующая часть (это то, чего может и не быть). Итог: 8895 рублей 99 копеек. Теперь вычтем налог и зададим вопрос: и это высокая зарплата педагога? А как на нее жить? Почему зарплата педагога на уровне техперсонала? Или так просто в отдельно взятой школе? Помогите разобраться", - написала Елена Ледович из Кинешмы. Собралась в командировку, однако планы пришлось скорректировать. Информационное пространство Владимирской области буквально взорвало очень эмоциональное открытое письмо из деревни Толпухово Собинского района.

    Голый оклад

    "Учителя местной школы сегодня поставлены на грань выживания в прямом смысле слова нищенской зарплатой", - это наиболее нейтральные строки из него.

    Но красноречивее всяких слов цифры из платежек: учитель высшей квалификационной категории при нагрузке в 21 час получает здесь 14,5 тысячи рублей; учитель первой квалификационной категории при нагрузке в 20 часов, включая предметы разного профиля, - 13,1 тысячи рублей; молодой специалист (многодетная мать!) при нагрузке в 18 часов - 9, 1 тысячи рублей, включая временную доплату в размере 1 тысячи рублей.

    - Если бы в толпуховской школе ранее не получали стабильно высокую зарплату, вопрос не встал бы так остро, - объяснила бунт педколлектива директор областного департамента образования Ольга Беляева.

    По ее данным, в январе нынешнего года средняя зарплата в МБОУ "Толпуховская СОШ" составляла 28400 рублей, в феврале - 23400, в июле - 24689, в августе - 21485 рублей. Ну, а дальше сработали объективные обстоятельства. В новом учебном году количество детей уменьшилось на один класс, нагрузка на учителей сократилась на 40 учебных часов, и небольшой коллектив вскоре почувствовал это на своей зарплате.

    Учительский оклад рассчитывается исходя из базовой ставки в четыре тысячи рублей, не дотягивающей до МРОТ, а также квалификации и компенсируется многочисленными доплатами - за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей. А фонд оплаты труда зависит от нагрузки. Для городских школ норматив - 25 учеников на одного учителя, для сельских - 14. В толпуховской школе норматив составил восемь учеников, и семь учителей оказались с неполной нагрузкой.

    В соответствии с постановлением губернатора школу перевели на подушевое финансирование, что существенно сократило фонд оплаты труда и поставило администрацию перед необходимостью аннулировать все прежние приказы о доплатах.

    - Раньше нам зарплату повышали, а теперь срезают, - сетует преподаватель иностранного языка Вера Титова. - За этот год трижды снимали доплаты за классное руководство - в апреле, мае и в сентябре. В результате остались 10 процентов за классное руководство и голый оклад.

    Подушевая оптимизация

    Многое зависит от численности учащихся. Сельские малокомплектные школы, где в зависимости от ступени обучаются от 20 до 60 человек, финансируются по смете в полном объеме. В области 37 таких школ, в них учится всего одна тысяча детей. Каждый ребенок обходится бюджету в 130 тысяч рублей. Но школы сохраняют, поскольку возить ребят в другие невозможно.

    В самом тяжелом положении оказались такие сельские школы, как толпуховская. Принцип подушевого финансирования образовательных организаций внедряется с 2006 года. За это время здесь основательно сократили техперсонал: гардеробщицу, двух уборщиц, охранника. По этой же причине сегодня в школе нет психолога, библиотекаря, социального педагога. Похоже, теперь очередь дошла до учителей.

    Почему педагоги должны чувствовать себя "учителями второго сорта" только потому, что количество учеников не укладывается в норматив?

    - Большая вероятность, что стрелки переведут на директора, - прогнозирует преподаватель из Толпухово Ирина Синягина. - Она "виновата" в том, что не сократила учителей. В других школах сократили и в зарплате не проиграли. Теперь заставят. Придут и скажут: или подпишите, что не нужны часы, или сокращайте.

    Нечто среднее

    - К сокращению никто не призывает, - отрицает подобный сценарий директор департамента Ольга Беляева. - Есть объективная реальность. И надо думать, как работать в рамках, когда у вас 120 учеников. Зачем здесь четыре человека административного персонала? Раньше по типовому штатному расписанию в школе, где до 150 человек учеников, полагалась одна ставка директора.

    В вину директору ставится и то, что она не обратилась в управление образования Собинского района, а пыталась решить проблему самостоятельно. Оказывается, в муниципалитете предусматривается финансовый резерв для помощи школам, в которых зарплата учителей не дотягивает до среднего целевого показателя. Учителям обещают возместить все срезанные надбавки. И цена вопроса подсчитана - 56 тысяч рублей.

    Правда, педагоги считают, что их материальное благополучие зависит не только от возможностей областного и районного бюджетов, но и от отношения к их школе, которая является культурным центром сельского поселения, где обучаются дети из пяти населенных пунктов сельской округи.

    Почему педагоги должны чувствовать себя "учителями второго сорта" только потому, что количество учеников не укладывается в норматив? Почему зарплату им увеличивают за счет нагрузки, не учитывая качества работы и весомых достижений? Как учитель биологии может вести математику?

    Почему власти в своих отчетах отражают не объективную реальность, а ее среднестатистическую видимость? Ведь зарплата молодого учителя в 9 тысяч таковой и остается, даже если средняя по району достигла среднеобластного уровня - 22 тысячи! Получить ответы на свои трудные вопросы они уже и не надеются.

    Комментарии

    Ирина Калмыкова, кандидат экономических наук, доцент Владимирского филиала РАНХиГС:

    - Пора говорить не просто о повышении оплаты труда учителей, а о ее новой модели. Когда мы проводили мониторинг уровня оплаты труда в образовательных учреждениях, то убедились, что повышение есть. Но оно достигается за счет увеличения нагрузки на человека. Преподаватели вынуждены работать на две ставки. Россия вошла в новую систему экономических отношений, а система оплаты труда осталась уравнительной. Очень сложно дать оценку, исходя из личного вклада человека. Это самая главная проблема. Западная модель у нас не пошла, а подходящую пока не предложили. Что касается школ в сельской местности, то здесь должны быть свои механизмы. Под одну гребенку всех грести нельзя.

    Юрий Карпунин, директор Марковской сельской школы, заслуженный учитель России:

    - Как известно, нельзя измерить среднюю температуру по больнице. У каждого свои беды. У нас все работают на двух ставках и более. Учителей не хватает - рядом Москва. В Толпухово, наоборот, проблемы из-за малых нагрузок. Получается, выгоднее иметь в штате четырех пенсионерок с высшей категорией, работающих на две ставки, чем восемь молодых учителей. Сочувствую коллегам. Но они не могли не знать, что финансирование фонда оплаты труда зависит от наполняемости класса. Плюс аттестация, плюс регалии, плюс сельская доплата 25 процентов.

    Поделиться