Эта сумма указана без учета стоимости строительства транспортного перехода через Керченский пролив и затрат, предусмотренных Федеральной целевой программой развития КФО. В первую очередь необходимо будет модернизировать уже существующие ветки: от Джанкоя до Феодосии и Керчи протяженностью около 207 километров.
Еще в середине октября этого года специалисты РЖД и Госжелдорнадзора, оценивавшие железную дорогу Крыма, сделали заключение, что инфраструктура КЖД, а именно верхнее строение путей и стрелочные переводы, находятся в непригодном состоянии. На многих участках железной дороги специалисты надзорного ведомства рекомендовали снизить скорость движения поездов до 40, 25 и даже 10 километров в час. Таким образом, удастся гарантировать безопасность пассажирам и работникам КЖД.
- Сегодня нашу технику нет смысла даже ремонтировать, - признался "РГ" исполняющий обязанности начальника ГП КЖД Андрей Каракулькин. - Она устарела. Мы приняли такую КЖД от Приднепровской железной дороги.
Срок эксплуатации вагонов КЖД давно истек. Всего их на предприятии около 900, и в бытность существования предприятия в составе украинских железных дорог вагоны латали, продлевая им жизнь. Но сейчас положение дел усложняется потерей доходов, связанных с сокращением пассажиропотока.
К примеру, доходы от пассажирских перевозок, которые в годы существования Крыма в составе Украины частично возвращались на развитие магистралей полуострова, теперь целиком остаются в бюджете соседнего государства. А это около 1,6 миллиарда рублей в год.
Грузовые перевозки также сократились на 40 процентов. И доходы, которые сегодня получает КЖД от грузо- и пассажироперевозок, не позволяют содержать даже инфраструктуру предприятия и выплачивать достойную зарплату. Сразу после референдума, как рассказывают работники КЖД, была задержка заработной платы. "Укрзал зниця" (оператор железных дорог Украины) отказалась выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, а КЖД не имела для этого собственных средств. В результате деньги работники получили лишь в июле, когда правительство РФ выделило на операционную деятельность вновь созданного предприятия 1,177 миллиарда рублей.
Сейчас обсуждается возможность выделения еще одного транша из бюджета РК Крыма в помощь КЖД, размер которого не определен. И хотя в планах у руководства железных дорог республики на 2015 год есть сокращение поддержки и увеличение собственных доходов, осуществить это едва ли представляется возможным. Ведь изменилась и логистика предприятия. Если раньше "Укрзал зниця" в летний период обеспечивала курсирование до 70 пар поездов, а в зимний - до 17, то сейчас - только 20 и 11 пар соответственно.
- Пока Украина не изменит свое отношение к Крыму, переломить ситуацию будет невозможно, - говорит исполняющий обязанности начальника ГП КЖД Андрей Каракулькин. - Это исключительно политический момент, а потому у нас связаны руки. Решить проблему сможет строительство моста или тоннеля через Керченский пролив.
Но, согласно планам властей, переход через Керченский пролив построят только к декабрю 2018 года. А пока полуостров и материковую часть России соединяют только паромы. Именно из-за этого, по мнению аналитиков, ОАО "РЖД" и не готово принять в свой состав КЖД. Еще в августе глава РЖД Владимир Якунин заявил, что считает более целесообразным самостоятельное развитие локальных железных дорог, в том числе крымской. "Мы будем сотрудничать точно так же, как сотрудничаем с другими железными дорогами, например, Якутской. Думаю, на этом этапе это наиболее целесообразная форма", - заявлял Якунин.
Такое положение дел повлияло и на оплату труда на КЖД.
- Да, зарплату нам по плану постепенно повышают, но она небольшая, - говорит проводница КЖД Елена Кузнецова. - За свой оклад в 10 900 рублей я должна отработать норму часов. Но сделать это невозможно из-за изменения логистики. Очень немного людей пользуются сегодня железнодорожным транспортом. Сейчас у проводника выходит в среднем за месяц 7000-8000 рублей. Если бы был объем, то можно было получать больше. Но выработки нет.
В таком же положении оказались машинисты и вагонники, работающие по норме часов. В КЖД видят решение этой проблемы либо в переобучении сотрудников предприятия, либо в их трудоустройстве в РЖД. Правда, далеко не все жители республики готовы к вахтовому режиму, оставляя свои семьи.
- Я работаю в КЖД, потому что у меня здесь дом, семья. Я не могу сорваться с места и переехать, - говорит работник КЖД Андрей Елисеев. - Я хочу, чтобы наше предприятие раскрутилось на полную мощь и мы нормально стали зарабатывать у себя дома, в Крыму.
Но руководство предприятия предупреждает: перевод возможен, и к нему нужно быть готовыми. Еще одна проблема возникла с сотрудниками, которые живут в поселке городского типа Новоалексеевка в Геническом районе Херсонской области Украины, а трудятся на железной дороге вблизи Джанкоя. Многим из них грозит увольнение, так как работниками КЖД согласно законодательству РФ могут быть только граждане России. В дорожном профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей КЖД сейчас пытаются устранить это противоречие.
Анатолий Цуркин, министр транспорта Республики Крым:
- Сегодня логистика Крыма полностью изменена. Раньше мы были ориентированы на Украину, сегодня наш вектор - Россия. И мы считаем, что он перспективен. Я уверяю, что в скором времени будут выстроены эффективные схемы логистики и, безусловно, железная дорога займет свое место как стратегический вид транспорта. Мы бы хотели, чтобы КЖД стала единым целым с РЖД, потому что железная дорога - это целостный комплекс.
Справка "РГ"
В КЖД работают 12 тысяч человек. Средняя зарплата - 12 000 рублей. Согласно бюджетному плану предприятия, в 2015 году средняя зарплата увеличится до 20 000 рублей.
Общая эксплуатационная длина железных дорог Крыма составляет примерно 629,3 километра, из них электрифицированы 264,1.