13.11.2014 00:20
    Поделиться

    В Симферополе продолжают разрушать историческую застройку города

    Некоторые утверждают, что здесь мог останавливаться Пушкин, другие, что это ни на чем не основанные домыслы. Снос одного здания в Симферополе и котлован под другое взбудоражили общественность, стали поводом для открытых писем. Что же происходит - закономерное очищение города от ветхих строений или стирание исторической памяти симферопольцев - выяснял корреспондент "РГ".

    Неблагодарные потомки

    Дом по проспекту Кирова, 49, в крымской столице начали сносить три недели назад, и теперь на его месте лишь гора камней вперемешку с обломками кровли. Казалось бы, что особенного: сносят старое, чтобы построит на его месте что-то новое. Но симферопольские краеведы с этим категорически не согласны. По их данным, здание принадлежало выдающемуся земляку, почетному мировому судье Ялтинского уезда Петру Щербине. В XIX веке он купил имение у французского химика Феликса де Серра и продолжил его дело по разведению косточковых пород деревьев. Собственно, Щербине Симферополь и обязан Детским парком, берущим начало от сада селекционера. Получается, что неблагодарные потомки последовательно стерли все следы трудов одного из городских меценатов. Сначала переименовали улицу, названную в честь Щербины (сейчас она носит имя генерала Попова), а теперь снесли его дом. И это несмотря на то, что, по данным краеведов, в одном из двух зданий имения мог останавливаться во время своего крымского путешествия Александр Сергеевич Пушкин.

    Во всем, что произошло, историки и общественники винят безразличие городских властей и бездействие Государственного комитета по охране культурного наследия РК.

    - Вот уже два десятка лет наш город планомерно уничтожается, - негодует председатель ОО "Общество защиты и сохранения культурного наследия" Наталья Баталова. - Историческая ценность этих зданий уступает место цене золотой симферопольской земли.

    Общественники особенно возмущены бездеятельностью госкомитета. По их мнению, он, фактически, равнодушен к наследию, которое призван охранять от имени государства.

    - Все, что делается для охраны памятников, делается, по сути, не благодаря комитету, а вопреки ему, - считает Баталова.

    Стирают память

    Хуже того, убеждены активисты, снос дома Щербины - хотя и показательный, но далеко не единственный факт, характеризующий отношение к историческому архитектурному наследию. На параллельной проспекту Кирова улице Шмидта неделю назад началось строительство многоэтажного дома. Возмущенные таким кощунственным отношением к облику этой улицы (историческое название - Потемкинская), жильцы написали обращение к президенту России Владимиру Путину и министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

    "Улица Потемкинская (Шмидта) - единственная в городе, где в архитектуре соединилась русская история, история Второй мировой войны, история защиты православных святынь, история архитектуры, культура сохранения зеленых насаждений - аналогично лучшим отечественным и мировым образцам, - говорится в письме на имя президента. - Здесь расположен особняк, в котором останавливался Уинстон Черчилль, исторические особняки Краснова. Иные дома связаны с ними подобным архитектурным стилем конца ХIX - начала ХХ века, как то шпилевидные крыши и др. Есть свидетельства очевидцев о событиях в Симферополе, связанных с ялтинской конференцией, возможны музейно-анимационные реконструкции в случае сохранения исторической среды. Наш город сравнительно беден образцами русской классической архитектуры прошлых веков. Скоро вовсе нельзя будет найти ни одной улицы, не испорченной более поздней застройкой. Даже сам Симферополь как город русской архитектуры будет утрачен. Как мы будем смотреть в глаза потомкам? Мы ожидали, что в новом Крыму такое невозможно".

    Как считают активисты, трудность в том, что участок по документам выделен под застройку законно, хотя трижды уже перепродан, и целевое его назначение изменено. Но если на улице будут выявлены памятники историко-культурного наследия, строительные работы надо приостановить. Под обращением поставили подписи более 50 человек. Нельзя мириться с тем, что даже исторические здания, украшенные мемориальными табличками, пребывают в плачевном состоянии, а с молчаливого согласия чиновников стирается историческая память народа, уверены активисты.

    - Настало время, когда в Симферополе нужно охранять не отдельные дома, а обозначить исторический ореол, в котором невозможны новостройки, недопустима перепланировка, изменяющая исторический облик зданий, - говорит доктор исторических наук, профессор Александр Кислый.

    "Где вы раньше были?"

    История со сносом дома Щербины уже получила резонанс. Чиновники винят в нерасторопности самих общественников. С точки зрения буквы закона, ни на улице Кирова, ни на улице Шмидта нарушений нет.

    - А где они (защитника дома Щербины) были раньше? - заявил "РГ" зампредседателя рескомитета по охране культурного наследия Вячеслав Зарубин. - Дом на Кирова, 49, не состоит в реестре охраняемых объектов.

    В городском управлении архитектуры Симферополя тоже не видят причин бить тревогу. Там вообще утверждают, что снесенный дом не имел отношения к Петру Щербине.

    - Это не памятник, в список объектов культурного наследия он никогда не входил и не входит, - рассказал заместитель начальника главного управления архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского горсовета Сергей Павличенко. - Если я не ошибаюсь, это дом мирового судьи Шнейдера. Еще СЭС могла бы сказать свое слово, потому что там была баклаборатория и там все что угодно могло остаться. Здесь абсолютно ничего страшного нет.

    Идею обозначить исторический ореол Симферополя, свободный от новоделов в городской архитектуре, власти пока не комментируют. Но уверены, что, случись такое, улица Шмидта в этот список точно не попадет.

    - Дом Шмидта не является частью исторического центра Симферополя, - считает Павличенко. - Говорить можно все, что угодно, но сегодня в этом районе только один-два дома, которые могут иметь статус памятника. Как таковой исторической застройки там нет, все уже давно застроено-перестроено.

    Тем не менее мэр крымской столицы Виктор Агеев пообещал разобраться, имело ли здание историческую ценность, и бывал ли там на самом деле Пушкин. Второй из двух домов, составлявших комплекс имения де Серра - Щербины отреставрируют.

    комментарий

    Григорий Иоффе, председатель Общественной палаты Республики Крым:

    - Лично от меня вопрос к общественникам: о чем вы думали, когда в течение 20 лет этот дом разваливался? Он был соринкой в глазах чиновников различного уровня. Тогда общественники спокойно наблюдали, как он разрушается. Теперь осталось только подобрать камни от этого дома. Где были общественники? Они что, били тревогу, предлагали какой-то выход? Нет, они сидели в засаде, высматривали, когда можно будет укусить ненавистную им власть. Тем не менее, Общественная палата готова выступить арбитром в споре об исторических достопримечательностях крымской столицы и провести исследование, если будет такое обращение. Если необходима общественная экспертиза с привлечением специалистов, мы готовы это сделать. Пусть обращаются в Общественную палату. А голословные заявления - это только самопиар.

    Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Симферополь, ул. Гоголя, 14. Телефон: (0652) 24-76-62. Сайт: http://gkokn.rk.gov.ru. Общественная палата Республики Крым, Симферополь, ул. Карла Маркса, 18. Телефон: (0652) 25-73-71. Сайт: http://www.opcrimea.ru.

    Поделиться