13.11.2014 15:28
    Поделиться

    В Сухуми наградили авторов лучших фильмов о Кавказе

    В течение пяти дней участники фестиваля документального кино и телевизионных авторских программ Северного Кавказа смотрели и обсуждали работы коллег, дискутировали и встречались со зрителями. Главный вопрос: как возродить в новом качестве институт куначества, без которого на Кавказе невозможно выжить?

    Чтоб не пропасть поодиночке

    Когда говорят о кавказских обычаях, всегда вспоминают о гостеприимстве. "Кунаки" в переводе на русский язык означает "гости", а куначество - гостеприимство. Вот почему именно так назвали творческий форум, родившийся восемь лет назад в Лазаревском районе Сочи с его уникальным Центром национальных культур, ставшим главной фестивальной площадкой.

    Здесь все до сих пор держится исключительно на энтузиазме подвижников, и прежде всего его бессменного президента Сулиеты  Кусовой-Чухо. Сама она адыгейка, шапсуженка, муж осетин, долго жила и работала в Кабардино-Балкарии, а переехав в Москву создала и возглавила Центр этнопроблематики в СМИ и межконфенссиональных исследований при Союзе Журналистов России. 

    -"Кунаки" объединили тех, кто живет проблемами современной России, - говорит она. - И не важно, какой ты национальности. Важно взяться за руки и вместе решать эти проблемы. Все, кто встречается на этом фестивале, языком документального кино пытаются достучаться до зрителей, прежде всего молодежи.

    В прошлом году "Кунаки" собирались в Черкесске, а в этом, приняв приглашение президента Абхазии Рауля Хаджимбы, отправились в Сухум.

    - В нашем народе, как и везде на Кавказе, сильны традиции куначества, поэтому мы всегда рады гостям, - говорит глава республики. - Тем более что мы считаем себя частью русского мира, который держится на общей культуре. Вот почему для наших жителей так важны встречи с теми, кто снимает кино о настоящих, а не о придуманных героях.

    Из почти 150 работ, присланных на конкурс, жюри под председательством члена Экспертного совета по неигровому кино Евгения Голынкина отобрало 32 фильма, которые оценивались по пяти номинациям: "Семья и общество", "Культура и искусство", "Дружба и добрососедство", "Вера и надежда" и "Былое и грядущее". 40 картин демонстрировались в рамках внеконкурсной программы, причем большинство из них впоследствии будут показаны по каналам местного ТВ.

    Открылся фестиваль в Сухумской государственной филармонии презентацией фильма абхазского режиссера Мадины Аргун "Воины в черкесках". Шесть историй об абхазах-воинах, прославившихся своими подвигами в Первой мировой и Великой Отечественной войнах, а также в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов.

    - Каждый народ на Кавказе имеет легендарных героев. Они есть и у абхазского народа. Это фильм не о войне, а о том, как сражались герои, - сказала Мадина Аргун.

    Кавказский след

    "Кунаки" являются единственным в своем роде фестивалем на Юге России, который представляет площадку для общения не только региональным производителям документального кино, но и режиссерам и авторам из других регионов страны и ближнего зарубежья. Главной темой дискуссий для всех остается Кавказ с его многообразием культур и народов.

    В государственном историческом музее прошел круглый стол на тему "Кавказцы в Первой мировой войне. "Дикая дивизия" как уникальный исторический опыт". Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева назвала период Первой мировой войны мощным ресурсом национального единства. Кавказская туземная конная дивизия - кавалерийская дивизия, одна из частей Русской императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года, на 90 процентов состояла из добровольцев-мусульман - уроженцев Северного и Южного Кавказа, которые по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу. Однако горцы, желавшие добровольно вступить в ряды русской армии, зачислялись в созданную в самом начале войны Кавказскую туземную конную дивизию, более известную в истории под наименованием "Дикая". За время ее существования не было ни одного случая дезертирства, а желающих служить в ней было больше, чем квот. Семь тысяч горцев в составе этой дивизии защищали Россию.

    По словам абхазского историка Руслана Гуажбы, в Абхазской сотне - одной из четырех частей Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии - было до 500 абхазских всадников, и они считались одними из лучших воинов.

    - Это уникальный пример единения и братства народа, поскольку силой кавказца ничего не заставишь сделать, а тут они проявляли чудеса героизма, - рассказал Руслан Гуажба и привел множество примеров в подтверждение своих слов. Геннадий Аламия, член оргкомитета фестиваля из Абхазии, говорил об уникальности явления, когда потомки людей, сражавшихся против Российской империи в годы Кавказской войны, в Первую мировую шли эту же империю защищать.

    Киновед и режиссер из Владикавказа Индира Черджиева поделилась воспоминаниями о своем деде, который прошел две войны - Первую мировую и Великую Отечественную - и показала его фотографию, снятую в Варшаве в 1915 году, на которой он вместе со своим братом позируют в черкесках и на конях. - Наши предки были настоящими мощными личностями, любившими свое Отечество, - сказала Черджиева.

    Наш Лермонтов

    Еще одна дискуссия на тему "Лермонтовский Кавказ в кинематографе" прошла в музее-даче Сталина на озере Рица с участием члена Общественной палаты РФ, президента всемирной ассоциации "Лермонтовское наследие" и полного тезки поэта.
    По словам Михаила Юрьевича, фестиваль "Кунаки" соединяет русский мир на Кавказе:

    - Это очень важная миссия, задача которой - помочь вернуть самим себе наши ценности, - говорил он. - Нас всех объединяет русский язык. В каждом доме есть томик Лермонтова. В этом я убедился на молодежном форуме, проходившем в Пятигорске. Кровавую битву народов Лермонтов так описал, что на глазах кавказских мальчиков и девочек были слезы. Вот это и есть наш культурный код, тот резонанс, который помогает молодому человеку осознать ценность бытия. На той же Украине все последние 20 лет этот культурный код целенаправленно разрушался, что привело к трагедии. Когда с обеих сторон воюют люди, говорящие на русском, мы понимаем, что кроме языка, есть еще очень важные скрепы. Только вернув человеку его национальную идентичность и обогатив его культурой своего народа, можно говорить о жизнеспособности страны.

    В документальной мозаике "Кунаков" переплелись эпохи, языки, традиции, религии. Жюри отметило лучшие работы, кроме того, были вручены специальные призы, учрежденные в том числе и "Российской газетой". "За уникальность проекта и подвижничество в его воплощении" мы отметили две ленты. Одна из них под названием "Друзья Кончезерского храма" (Петрозаводск, телеканал "Ника плюс", режиссер Светлана Пушкина, продюсер Олег Иванов) рассказывает о том, как в Карелии, в 50 километрах от Петрозаводска, в селе Кончезеро всем миром и только на частные средства возрождается храм, освященный в 1866 году.

    Подобный достойный пример для подражания демонстрирует лента башкирских авторов "Торнакай" (Уфа, телеканал "Тамыр", режиссер Ляйсан Султангулова). Тележурналисты провели благотворительную акцию, где в роли ведущих 17 программ выступили дети с ограниченными возможностями здоровья.
    "За оптимистичность и историческую объективность" отмечен фильм Аси Юсуповой из Чечни "Годы в поисках корней". Драматические событие более чем полувековой давности разделили мать и дочь. В фильме - история героини, которая прожила 60 лет, не зная, кто она и откуда. Матери так и не суждено было вновь встретиться с дочерью, однако она все же обрела свои корни. Такие же щемящие душу ленты, созданные кинодокументалистами из Чечни, мы видели и на прошлых фестивалях.  Честно рассказывая о трагедии своего народа, их авторы вместе со своими героями с оптимизмом смотрят в будущее. Как было отмечено, руководство республики, поддерживая подобные проекты, формирует  мировоззрение чеченского общества.

    В Сухум представители ЧР прибыли с подарками, которые вручили авторам понравившихся фильмов (ими оказались ленты из Белоруссии и Армении)  и президенту Абхазии.  Воспитанники художественной школы Грозного передали сухумским сверстникам свои рисунки, выставка которых откроется в ближайшие дни.

    Среди отмеченных работ   - картина "Беслан. Память" режиссера Вадима Цаликова, "Сны с того берега" ( Ижевск, Анатолий Добряков), "Эдуард Казарян: чудоворец" армянского режиссера Айка Ордяна, кинолента молодого автора из Абхазии Амры Начкебиа "Абер", "Затерявшиеся в полях"  московского режиссера Екатерины Головня. Кинорежиссер и драматург Мурат Джусоев также получил приз от Конгресса народов Кавказа за  новый игровой фильм "Рудник", премьера которого прошла в  рамках фестиваля .

    Поделиться