13.11.2014 00:40
    Поделиться

    Справка "РГ": Почему надо выполнять правила на борту самолета

    Правила поведения в самолете - самые известные, самые строгие и самые часто нарушаемые из всех правил на транспорте.

    Каждый знает, что на борту лайнера нельзя пить (исключая купленный на борту алкоголь) и курить, разговаривать по телефону, шутить про бомбы. Но как минимум половина пассажиров не выключает телефон в самолете: по забывчивости или из вредности. Другие напиваются перед вылетом и на борту, курят в туалетах и дерзко забавляются. Последний инцидент: с рейса Иркутск - Бангкок сняли пьяную супружескую пару из-за шуток про "бомбу".

    Как правило, люди просто не понимают, к чему на борту все эти строгости. Попробуем разобраться: кто придумал правила и почему мы их обязаны выполнять.

    1 Последний звонок

    Зачем надо выключать телефон и другие гаджеты при взлете и посадке?

    Запрет на пользование электронными устройствами ввели в начале 90-х годов. Из-за опасения, что сотовые телефоны создадут помехи бортовой электронике. До сих пор ходят слухи о катастрофах, причиной которых якобы стали эсэмэски и разговоры по сотовым пассажиров. Как пример: гибель пассажирского самолета Saab 340 в Швейцарии в 2000 году (12 жертв).

    Также есть международное исследование: обобщив статистику полетов 125 авиакомпаний за семь лет, выявлено 75 случаев воздействия на приборы лайнеров гаджетов пассажиров. Особенно уязвимы датчики высоты и GPS-позиционирования.

    Правда, в первом случае речь идет не об официальном заключении комиссии, а лишь об одной из версий гибели Saab 340. Доказательств нет. Как нет и оснований утверждать, что все 75 инцидентов с помехами были вызваны гаджетами пассажиров.

    В этом году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) наконец объявило, что девайсы пассажиров не угрожают современным лайнерам. Поэтому сегодня все решает конкретный авиаперевозчик.

    Российские авиакомпании пока проявляют консерватизм: у нас телефоны по-прежнему надо выключать или переводить в режим "Полет". Показательно, что и американский профсоюз бортпроводников требует оставить запрет на пользование гаджетами. Правда, по другой причине: стюарды и стюардессы говорят, что человек с гаджетом в руке просто не слышит никаких объявлений в полете.

    К тому же в ситуации сильной турбулентности вылетевший из рук смартфон и ноутбук может кого-то покалечить.

    В общем, поднявшись на борт, просто выполняйте требования кабинного экипажа. Просят выключить - выключайте, не просят - пользуйтесь на здоровье.

    2 А ну-ка убери свой чемоданчик

    Зачем поднимать спинку кресла, убирать столик при взлете и на посадке и размещать багаж под сиденье кресла?

    Довольно раздражающая ситуация. Пассажира будят в конце полета и заставляют минут 40 сидеть в кресле, вместо того чтобы он мог еще немного сладко подремать полулежа. Но если произойдет авария, то, как показывает практика, шансы выжить повышаются при максимально быстрой эвакуации. Были случаи, когда пассажиры выжили при аварийной посадке и погибли от огня и дыма уже на земле - только из-за того, что слишком долго оставались на борту. Счет в таких случаях идет на секунды. Но быстро покинуть самолет можно при условии, если вам в грудь не упирается спинка кресла впереди сидящего пассажира, а под ногами не разбросаны чьи-то баулы.

    Кроме того, неубранный столик повышает вероятность травмы при посадке с интенсивным торможением. Такое случается не только при ЧП. Некоторые пилоты при посадке на мокрую полосу специально садятся жестко. Объясняя, что если стойки шасси "обжались" не мягко, то есть самолет коснулся земли и стойки резко приняли на себя его вес - то торможение более эффективное. Автор этих строк недавно сам пережил такую посадку: мы буквально повисли на ремнях безопасности. Но это лучше, чем выкатиться с мокрой полосы.

    3 Свет в окошке

    Зачем при взлете и посадке выключают освещение?

    Шторки иллюминаторов при взлете и посадке всегда открыты, поэтому глаза пассажиров адаптированы к естественному свету за бортом. Если случится что-то непредвиденное, то будет лучше, если мы сохраним остроту зрения. Например, при быстром покидании самолета.

    Также считается, что полимерные шторки на иллюминаторах в случае аварии могут разрушиться и поранить пассажиров.

    А еще стюардессы и стюарды через иллюминаторы могут визуально оценить состояние самолета, например, увидеть пожар двигателя. Впрочем, на новых самолетах эта проблема отмирает: иллюминаторы делают автоматически затемняемыми. Управляет затемнением не пассажир, а экипаж или бортпроводники. Закрыть (до 99% затемнения) и открыть электронные шторки можно за минуту, причем как одновременно все, так и выборочно.

    4 Все вижу

    Почему иллюминаторы круглые, а не квадратные?

    Когда-то давно на пассажирских самолетах были квадратные иллюминаторы. Но в 1953 году британский реактивный самолет "Комета" разбился после взлета. Выяснили, что по углам его иллюминаторов появлялись микротрещины и корпус самолета разрушался.

    После чего иллюминаторы стали делать круглыми или овальными. Считается, что круглая форма - оптимальная по прочности. Но были самолеты даже с треугольными - например, французские "Каравеллы".

    Да и иллюминатор современного "Дримлайнера" язык не повернется назвать круглым. Это большой по площади прямоугольник со скругленными углами. Такая форма позволяет, говоря языком инженеров, обойти места концентрации усталостных напряжений. Береженого бог бережет.

    Есть проекты пассажирских самолетов и вовсе без иллюминаторов. Вместо них установят огромные гибкие экраны с панорамным изображением окружающего пространства.

    Безыллюминаторные технологии сначала опробуют на бизнес-джетах. Если эксперимент окажется положительным, то такие начнут внедрять и на рейсовых лайнерах.

    5 Летит, а крыльями не машет

    Насколько опасны ситуации, когда самолет трясется и проваливается?

    - Одна из причин аэрофобии кроется в дисфункции нашего вестибулярного аппарата, - рассказывает Алексей Герваш, пилот и создатель центра "Летаем без страха". - Передавая мозгу ложные данные о "проваливании", "падении" или "переворачивании" самолета, вестибулярная система провоцирует выброс адреналина.

    Вот типичная жалоба пассажира: "Самолет отрывался от земли, и потом было ощущение, что как бы проваливался, нас подкидывало к потолку. Это воздушная яма?"

    - Нет, это всего лишь самолет достиг расчетной скорости, - продолжает Герваш. - Впечатление, что тебя придавливает к спинке кресла - оно так и есть на самом деле. При достижении определенной скорости самолет "сбрасывает газ" и начинается уборка закрылков. Тело человека по инерции двигается дальше, а самолет уже "остановился" на нужной ему скорости. Возникает небольшая отрицательная перегрузка, создающая иллюзию проваливания.

    С самолетом все нормально, все проблемы в нас. Аэрофобии лечатся в специальных центрах, например, у того же Герваша.

    Хотя я сам поступаю проще: в стрессовых ситуациях в полете наблюдаю за стюардессами. Самолет скачет по "ямам", все вокруг зеленые от страха, а они такие розовощекие и совсем не напуганные. Смотришь на стюардессу и веришь: вот такая точно долетит. А заодно и ты с ней.

    Кстати

    http://letaem-bez-straha.ru - здесь лечат от аэрофобий.

    Поделиться