Вкладчики жалуются, что не могут одномоментно снять деньги с депозитов

В социальных сетях несколько дней активно обсуждали проблему, с которой столкнулись многие клиенты банков. Они жаловались, что не могли снять деньги с депозитов по первому требованию.

Речь идет не только о вкладах физических лиц, но и о счетах индивидуальных предпринимателей. По словам клиентов, персонал банков интересуется, на что будут потрачены деньги, которые забирают из кредитной организации. Аналогичные случаи рассказывают адвокатские конторы.

"РГ" разбиралась в ситуации. И выяснила, что большинство недовольных вкладчиков уже получили деньги, некоторые - по частям. Эксперты же полагают, что поводов для паники нет: банки как добросовестные организации заботятся о гражданах, соблюдая закон.

Основная задача финучреждения в ситуации, когда клиент хочет снять со счета солидную сумму, - не допустить, чтобы банковская система проворонила операцию по отмыванию преступных доходов или спонсированию терроризма. Положения, которые поясняют действия банка, расписаны в федеральном законе N 115, рассказывает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

"В этом законе есть два вида операций, которые подлежат обязательному контролю. Во-первых, это любое передвижение средств на сумму свыше 600 тысяч рублей. Во-вторых, если сотруднику банка покажется, что снятие наличных денег или транзакция выглядят нестандартно, не имеют экономического смысла и просто наводят на мысль, что что-то здесь нечисто, то он имеет полное право - даже обязан - уведомить Росфинмониторинг и провести проверку. По необходимости он приостанавливает проведение операции, пока не получит разъяснений от клиента", - рассказывает собеседник "РГ".

С точки зрения гражданского законодательства и регулирования банковских вкладов кредитная организация обязана выдать деньги по первому требованию, даже если это срочный вклад. Однако на практике бывает и такое, что на личном счете лежит несколько миллионов, а в кассе банка может просто не оказаться такой суммы.

"Поэтому он и просит заказывать объем выплат заранее. Ведь рублей в кассе всегда больше. А вдруг это фунты стерлингов или швейцарские франки? Чтобы найти валюту, нужно еще больше времени", - поясняет эксперт.

И получается, что причин, по которым персонал интересуется, куда пойдут деньги, или просто задерживает выплату, может быть множество. А не зная деталей и обстоятельств, с которыми столкнулись клиенты, сказать наверняка, кто прав, а кто виноват, сложно, заключает Олег Иванов.

Конечно, вкладчики в силу объяснимых причин не разглашают журналистам, сколько денег и на что они хотят потратить. Но ведь это самое главное! Поэтому единственный, кого посвящают в тайну, - это сотрудник банка, а он в свою очередь действует в рамках полномочий, которыми его наделяет закон о противодействии отмыванию доходов.

"Плохой парень не скажет, что потратит деньги на оружие или наркотики, но кредитная организация обязана проверить это всеми доступными способами. Если это бабушка, которая сама открыла вклад год назад, и никакого движения средств там не наблюдалось, разумно предположить, что оснований для проверки нет. Но обстоятельства бывают самые причудливые", - подчеркивает собеседник "РГ".

Под подозрения персонала часто попадают те счета, которые пополняются третьими лицами. И это не праздное любопытство. Дело в том, что если банк дважды нарушит закон о противодействии отмыванию доходов, то его лишат лицензии, как это произошло с множеством кредитных организаций за минувший год.

Но главное здесь другое: почти все, кто обратился за обналичиванием средств, получил их. И ставить вопрос о том, что неприятен сам факт некоего "допроса", неправильно, говорит эксперт. Он не может послужить даже предметом для иска.

Причина участившихся жалоб вкладчиков кроется, скорее, в несовершенстве банковского законодательства, рассуждает собеседник "РГ". К примеру, за рубежом четко установлен срок, в течение которого вклад должны вернуть после регистрации заявления. Немецким банкирам дают на это трое суток, а вот российским - неограниченное время.

"Россияне хранят деньги на карте, а банк - на корреспондентском счете в ЦБ. Некоторые организации - многофилиальные, но кассовое хранилище - одно. Чтобы физически достать валюту или рубли, нужно время, но какое - нигде не указано. Поэтому не стоит разводить панику из-за адвокатских контор, которые пишут об ущемлении прав вкладчиков. В жизни все случается", - резюмирует собеседник "РГ".

Кстати

Банк России привлек к административной ответственности Россельхозбанк, Сибнефтебанк, Уралтрансбанк, РусЮгбанк и Дагэнергобанк. Сообщение об этом размещено на сайте регулятора.

Речь идет о правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях "Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".