Тем не менее, практическая задача у нее есть. Организаторы надеются найти спонсоров для реставрации графики Михаила Нестерова - 13 больших эскизов, сделанных для росписи храма в Абастумани в Грузии, над которыми Нестеров работал в 1898-1904 годах. Сейчас эти эскизы хранятся в Археологическом кабинете Московской православной духовной академии Троице-Сергиевской Лавры. Их не давали даже для недавней масштабной выставки Михаила Нестерова в Третьяковской галерее. Одной из причин, по которым эти работы не показывались, было то, что листы нуждаются в реставрации. На работу над одним из них - эскизом сцены Рождества ("Поклон царей") - аукционный дом MасDougall’s выделяет средства после окончания выставки. Но на реставрацию других эскизов нужны спонсоры.
Впрочем, раритеты графики Нестерова не единственное, что привлекает внимание к этой экспозиции, в которое соседствуют работы из частных собраний, в том числе внучки Нестерова, и коллекции Московской духовной академии. В год 700-летия Сергия Радонежского было много масштабных выставок, представляющих его образ в религиозном искусстве (можно вспомнить недавний проект в Историческом музее). Нынешняя же экспозиция построена как встреча двух разных представлений об основателе Троице-Сергиевой Лавры: в иконах и картинах Нестерова. На одной из стен эскизы росписей для храма в Абастумани (среди них есть и образ старца Сергия Радонежского) располагаются двумя рядами, как иконостас, вокруг большой иконы преп. Сергия Радонежского с 36 клеймами. Это икона XVII века из коллекции Александра Липницкого предстает в деревянной божнице с богатой резьбой, сделанной городецким мастером в XIX веке. Соединение работ трех веков: старинной иконы, резной рамы XIX века и графики ХХ - смотрится очень органично. В сущности, перед нами варианты жизни одной традиции в разные эпохи.
В фокусе внимания кураторов экспозиции - отношения образа иконы и образа картины. Так, картина "Видение отроку Варфоломею" кисти Нестерова из коллекции Шаляпина соседствует с иконами начала ХХ века, сделанными по мотивам стенных росписей Нестерова во Владимирском соборе Киева и Марфо-Мариинской обители в Москве. Пустынный вечерний пейзаж на иконе Св. Великомученицы Варвары ни о какой "обратной" перспективе икон не помнит, скорее напоминает о декоративности эпохи модерна. Очень красивая работа, в которой грань между картиной и иконой становится едва заметной. Об иконе напоминает нимб из серебра вокруг головки Святой Варвары, который гармонирует с такой же серебряной рамой, украшенной крупным орнаментом, с именем великомученицы.
А рядом, в зальчике, можно увидеть, как менялось иконное изображение преп. Сергия Радонежского: от вологодской иконы XVI века, где святой предстает пастырем в суровой коричневой накидке, до почти монументального образа на иконе XIX века, повторяющей древний шитый гробовой покров святого.
Выставку можно посмотреть до 28 ноября в будние дни, с 11 до 17.00 часов.