14.11.2014 00:24
    Поделиться

    Врач: Важно, чтобы дети с ДЦП занимались спортом

    Паралимпийцев будут готовить по звездным технологиям
    Что делать родителю, узнавшему про страшный диагноз своего малыша - ДЦП? Какая чудо-техника может поставить больных детей на ноги? Как из "особенного" ребенка вырастить олимпийца? Об этом корреспондент "РГ" узнала в Научно-практическом центре детской психоневрологии в Москве.

    Пока это учреждение остается одним из очень немногих в стране, где дети с церебральным параличом от нескольких дней до 18 лет бесплатно получают комплексную помощь и где лечатся пациенты с травмами позвоночника, спинного мозга и другими неврологическими заболеваниями. В больничном холле выстроились в ряд инвалидные коляски: детей с ДЦП сюда везут со всей Москвы и области. Многие из ребят, которые раньше не могли ходить и даже внятно разговаривать, именно здесь делают первые в жизни шаги. Держась за руку родителей, помогая себе ходунками.

    - Наши дети каждый день прилагают огромные усилия, чтобы преодолеть тяжелейший недуг, - говорит директор НПЦ и главный детский невролог Москвы Татьяна Батышева. - Нередко родители, узнав о тяжелом диагнозе, просто не знают, что делать. А заниматься с ребенком надо буквально с первых дней после рождения.

    Согласно последним исследованиям, начатое сразу лечение устраняет последствия поражений нервной системы у 60 процентов детей. Детский церебральный паралич - не приговор, считают врачи. Главное - вовремя определить, что ребенок нуждается в помощи.

    На Западе реабилитация детей с ДЦП в "космических" костюмах стоит тысячи евро. У нас - бесплатно

    Часть помещений для ЛФК в клинике похожи на обычные школьные спортзалы. Только занимаются там особенные дети: катаются на ортопедических велосипедах, которые можно крутить руками, старательно вышагивают в футуристичных ботинках и комбинезонах, похожих на экипировку космонавтов. И это не видимость: все действительно сделано по космическим технологиям.

    9-летний Коля тренируется в синем экзокостюме: весь обтянут резинками-усилителями. С помощью хитрой системы натяжения его мышцы и связки, отвечающие за опорно-двигательный аппарат, получают необходимую нагрузку. С каждым шагом ребенок учится правильно распределять усилие, напрягать нужные мышцы, контролировать свое тело.

    Рядом - крохотная девочка. Она идет за руку с мамой в желтом "костюме летчика": сзади в комбинезон встроены трубчатые камеры, наполненные воздухом. И этот "воздушный корсет" помогает ребенку держать правильную осанку, дополнительно не нагружая скелет. Рядом стоят космические ботинки - они подсоединены трубками к компрессору, который то надувает подошву "чудо-обуви", то сдувает ее. Таким образом, дети, которые не могут ходить, чувствуют нагрузку на ступнях. Мышцы напрягаются и посылают в мозг сигналы, как правильно на эту нагрузку реагировать.

    В этом году на базе центра заработал проект по подготовке паралимпийцев. Первыми результатами и ребята, и родители очень довольны. Многие малыши начали заниматься плаванием, футболом и горными лыжами. А на очереди - создание групп по конному спорту, рэйс-раннингу и другим видам.

    Как говорит Татьяна Батышева, для того, чтобы вырастить из особенных детей рекордсменов мирового уровня, нужно в первую очередь определить способности каждого ребенка.

    - Мы мечтаем, чтобы в индивидуальной программе реабилитации каждого малыша стоял вид спорта, которым он будет заниматься. И поэтому очень важным становится "спортивный прогноз" для маленького пациента, - подчеркнула она.

    Вторая часть программы - работа с профессиональными тренерами. И третья - сформировавшаяся команда, которая начала тренировки. Здесь уже не тренеры помогают медикам, а, наоборот, врачи сопровождают юных спортсменов на соревнования, участвуют в реабилитации до и после тренировок.

    Одно из последних достижений техники стоимостью в несколько миллионов рублей - сенсорная беговая дорожка, которых в России наберется от силы штук 20. Разработчики уверяют: она способна диагностировать нарушения ходьбы, просчитать индивидуальный алгоритм восстановления координации, корректировать длину, частоту, симметричность шага. В общем, фантастика да и только.

    Вот на дорожку встает Митя - у него диагноз ДЦП. Он аккуратно держится за перила и начинает делать неуверенные шаги. Звучит музыка, а на дорожке появляются рисунки: ребенок идет уже не по тренажеру для инвалидов, а по лесной тропинке. На пути ему попадаются препятствия - лягушки, которых нужно обходить. Есть и поощрения - если наступить на звездочку, получаешь дополнительные очки...

    - Эта дорожка с обратной биологической связью. С помощью игровых моментов она "учит" ребенка правильно ходить. При этом он двигается не на месте, а идет вперед, как в жизни, - рассказывает завотделением лечебной физкультуры НПЦ Елена Ногова. - В Испании, Польше за реабилитацию детей в "космических" костюмах и занятиях на суперсовременных тренажерах родители выкладывают не один десяток тысяч евро. У нас то же самое - бесплатно.

    Средний курс лечения - 21 день. Направить ребенка может районный врач-невролог. За ходом реабилитации детей следят неврологи, хирурги, психологи, дефектологи. Одной из самых интересных процедур считается сенсорная комната: успокаивающая музыка, приглушенный свет, водная кровать. Дети расслабляются. Они с головой ныряют в бассейн с шариками, вдыхают приятные запахи, перебирают игрушки с тактильного стенда...

    Отдельный предмет гордости врачей - робот-тренажер. Это еще одна беговая дорожка, над которой пациент зависает на ремнях, и к его ногам присоединяются роботы на липучках. Благодаря роботу ребенок, который не ходит вообще, может узнать, как нужно двигаться, какие мышцы включать. И все это в игровой форме: обойти дерево, дойти до холма...

    Комментарии

    Елена Сивакова, мама:

    - Дочка лечится здесь уже четыре года. Каждые полгода реабилитационный курс. Робот-тренажер очень хорошо помогает выработать стереотип в ходьбе. С каждым разом становится все легче ставить ногу ровно и правильно. Кроме того, посещаем школу при НПЦ. В обычные дни на домашнем обучении. А здесь есть возможность не только заниматься с педагогами, но и жить в коллективе. Ребенок очень сильно подтягивается по программе.

    Валентина Русецкая, и.о. директора коррекционной школы N 47:

    - В каждом классе здесь - по 5-8 человек. В школе работают учителя, которые получили знания по коррекционной педагогике, они могут заниматься с каждым ребенком по индивидуальной траектории, учитывая его особые потребности. У нас нет "двоек". Цель - помочь устранить пробелы в прохождении программы. Поэтому ребята занимаются с удовольствием.

    Справка "РГ"

    ДЦП - это группа хронических нарушений, вызванных поражениями головного мозга, возникающими до, во время или после родов. 30% новорожденных с патологией перинатального периода выздоравливают, примерно столько же становятся инвалидами. Еще у 40% детей исход заболевания полностью зависит от того, насколько вовремя и адекватно оказана медицинская помощь, насколько правильной была реабилитация.

    Поделиться