Среди самолетов, вертолетов, ракет и космических кораблей, представленных в изобилии на авиасалоне Airshow China 2014, очень скромно смотрится экспозиция одного из предприятий Курска. Под стеклянным колпаком три небольших металлических конструкции и полоска белого материала. Но, как оказалось, это одна из сенсаций салона в Чжухае.
Впервые за рубежом демонстрируются бортовые регистраторы полетной информации, известные как "черные ящики", можно сказать, нового поколения. Достойных аналогов им в мире сегодня нет. Правда, названия уникальных изделий совсем не яркие. Это - защищенный модуль памяти ЗМП-К-02 для накопления и сохранения полетной информации. И малогабаритная система сбора и регистрации полетной информации МБР-ГА-01 сер.1 с малогабаритным защищенным бортовым накопителем (МЗБН) информации. Однако эта труднопроизносимая техническая абракадабра не умаляет сути того, что сделали курские инженеры.
Многие, наверное, видели по телевизору бортовые самолетные регистраторы, окрашенные в ярко-оранжевый цвет. Это массивные металлические ящики, в которых хранится память о прерванном полете. Раньше там были магнитные ленты, сейчас - твердотельные накопители информации, наподобие компьютерных флэшек. Однако чем массивнее регистратор, тем труднее его сохранить в целости. Просто по законам физики массивная конструкция обладает большей саморазрушающей кинетической энергией.
Как рассказал корреспондентам "Российской газеты" гендиректор "Авиаавтоматики" Даниил Бренерман, российским специалистам удалось создать самый миниатюрный в мире "черный ящик" с выдающимися параметрами. Весит регистратор менее 3 кг. Записывает все необходимые технические параметры во время полета, голос и даже видеоинформацию. Специальный теплозащитный материал - патентованное отечественное ноу-хау - держит температуру 1100 градусов по Цельсию в течение часа, и 260 градусов - десять часов. Потом регистратор может быть залит водой и сохранить информацию. То есть он испытан в режиме горения, тления и тушения. И остался при этом цел. Естественно, выдерживает самые сильные ударные нагрузки, какие только возможны при крушении самолета. В регистраторе установлен радиомаяк, который непрерывно подает сигналы, в том числе под водой, в течение 30 суток.
Сейчас такой накопитель информации адаптируется к Sukhoi Superjet. Скорее всего, он будет установлен и на МС-21. Как заверил Даниил Бренерман, российское изделие по техническим характеристикам, функциональным возможностям и надежности превосходит все зарубежные аналоги. И значительно легче.