По данным Верховного суда России, в день в судах общей юрисдикции по всей стране с помощью видео-конференц-связи проходит более тысячи процессов в сутки. Высокие технологии экономят время и деньги. По расчетам специалистов, совокупный эффект от использования видео в судах за период от 2013 до 2020 года составит 3,2 миллиарда рублей. Не говоря уже о безопасности и существенном снижении нагрузки на судебную систему. Сокращаются и сроки рассмотрения дел.
Напомним, немало видеокамер установлено в казенных домах. Такая аппаратура позволяет арестанту, не выходя из следственного изолятора, участвовать в судебном заседании. Более того, часто человека даже не надо конвоировать из города в город, когда апелляционная жалоба рассматривается в суде за тысячи километров от колонии. Сейчас стоит вопрос, как развивать подобные системы дальше. Одно из предложений: подумать о международном использовании видео-конференц-связи. Но здесь, конечно, вопрос не только технологий, но и международных соглашений. Эксперты предлагают инициировать внесение дополнений в двусторонние соглашения России о взаимной правовой помощи с другими странами, в которых разрешить использование систем видеосвязи. А самому Верховному суду предлагается определить и документально оформить порядок приема и рассмотрения запросов на проведение международных сеансов видео-конференц-связи.
- Предложение очень интересное, - прокомментировал "РГ" юрист Вячеслав Голенев. - Но пока непонятно, как все это может работать на практике. Действительно, во время процессов, проходящих в наших судах, нередко возникает необходимость заслушать человека, который находится за границей. Не буду особо вдаваться в причины, почему он постоянно находится там и не может или не хочет приехать в нашу страну. Допустим, это иностранец, выступающий свидетелем по уголовному делу. Главный вопрос: кто и как будет подтверждать личность этого человека?
Когда с помощью видеосистем на процессе связываются разные суды, только один непосредственно проводит процесс. Другие выступают как своего рода удостоверяющие центры. Человек там приходит к судье, показывает паспорт, подтверждая свою личность. Судья проверяет и говорит коллегам на другом конце провода, которые ведут процесс, да, это тот, кто вам нужен. Или, нет, это совсем не тот человек.
- Вопрос, кто будет проводить такую процедуру во время международных сеансов связи? - говорит Вячеслав Голенев. - Если это будут иностранные суды, то необходимы соответствующие международные соглашения. И здесь надо четко прописать все детали. Например, кто и как будет переводить.
Другой вариант: такие сеансы связи могут проводиться с помощью посольств. Тогда подтверждать личность, наверное, сможет консул. Но здесь, конечно, все надо детально обсуждать и прорабатывать, в том числе с участием МИДа. И опять же, продолжает собеседник РГ, речь только о процессах, которые проводятся в нашей стране по нашему праву. Возможны и другие ситуации, например, когда Россия выполняет международные правовые поручения, и здесь тоже есть о чем подумать. Допустим, когда из-за границы приходит запрос допросить кого-то в нашей стране. Сегодня этим занимается суд или правоохранители, материалы потом пересылаются. Видео сможет напрямую связать заграничных следователей с интересующих их лицом и, наоборот, наших правоохранителей с той стороной.
Российские суды стали первыми использовать в заседаниях системы видеоконференцсвязи, обеспечивающие не только онлайн общение сторон, но и мгновенную передачу необходимых в процессе документов. Другие страны, начинавшие в то время внедрять видео, использовали его в основном для связи между судами и тюрьмами, скажем, для заслушивания свидетельских показаний или общения осужденных с адвокатами и родственниками. Кстати, скоро исполняется 15 лет со дня проведения первого в мировой практике судебного процесса с использованием технологии видео-конференц-связи. Тогда кассационную жалобу некоего осужденного Муртазина рассмотрел Челябинский областной суд. С тех пор опыт в организации телекоммуникационной среды для видеоконференции Верховного суда России стали перенимать во многих странах.