В общем зачете самыми открытыми были признаны Министерство труда и Министерство образования и науки. Рядовые граждане отдали первенство Федеральной миграционной службе (ФМС), вторым по уровню прозрачности признали минтруд, а в аутсайдеры записали минсельхоз, - по мнению рядового большинства он плохо работает с обращениями населения. Эксперты сочли, что рекорды открытости бьют минтранс и минздрав, в отличие от ФМС, не очень активно сотрудничающей с экспертным сообществом. А опрошенные чиновники на первые места поставили минтруд и минспорт, на последнее - минприроды. "Каждое министерство должно понимать, на кого оно работает, - говорит директор ВЦИОМа Валерий Федоров. - Вот с этой точки зрения и оценивалась их эффективность".
Судя по тому, что опрос был заказан "открытым правительством", дефицит информации о деятельности власти ощущают не только граждане, но и сама власть. При том что право "свободно искать" информацию закреплено Конституцией, а обязанность органов власти ее предоставлять прописана в законе о СМИ. Кроме того, действует закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Он гарантирует гражданам право: получать информацию о деятельности органов власти; не обосновывать необходимость ее получения; обжаловать действия чиновников, нарушивших право на доступ к информации, и требовать возмещения вреда, вызванного этим нарушением.
В свою очередь, органы власти и должностные лица обязаны: обеспечивать предоставление достоверной информации в достаточном объеме с соблюдением установленных сроков и условий; изымать из предоставляемой информации сведения, доступ к которым ограничен; создавать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации; учитывать расходы, связанные с обеспечением доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности, при планировании своего бюджетного финансирования. Должностные лица, нарушившие порядок доступа к информации, несут дисциплинарную, административную и гражданскую ответственность.
Но в реальности право на информацию о деятельности власти является скорее законодательной аксиомой, нежели повседневной практикой. По данным ВЦИОМа, 81 процент населения не представляет, чем занимаются правительство и министры. Потому что содержательной (а не формальной) информации об их работе куда меньше, чем требуется.
Несколько лет назад сотрудники петербургского общественного Института развития свободы информации предъявили иски семи ведомствам, у которых в ту пору не было даже сайтов. Суд эти иски удовлетворил. А Пермская гражданская палата провела эксперимент - обратилась за информацией в некоторые госучреждения. И пришла к следующим выводам: "За получение информации приходится бороться, деятельность органов власти непрозрачна, утаивается информация, представляющая общественный интерес, отсутствует ответственность за непредоставление информации или ее искажение". Такая ответственность и не появится. Потому что в процедуре получения информации, прописанной в законе, многое отдается на усмотрение лиц, обязанных эту информацию предоставлять. То есть ведомство само решает, какую информацию предоставлять, а какую - нет.
К тому, чтобы деятельность властных структур сделать более публичной, подталкивают как минимум два обстоятельства. Первое: закрытость рождает информационный вакуум, который заполняется недостоверными сведениями. И второе: коррупция - прямое следствие всяческой непрозрачности. Например, непрозрачности тендеров по госзаказу.
Что такое хроническая информационная недостаточность, лучше, чем кто-либо, знают журналисты. Особенно те, кто "прикомандирован" к темам, освещение которых невозможно без постоянных контактов с чиновниками. Скажем, почему судья, руководствуясь принципом "целесообразности", может объявить процесс закрытым, запретить делать записи, вести фото- и телесъемку? По закону такое право предоставляется всем, не только журналистам.
Справедливости ради стоит заметить, что некоторые СМИ вбросом "дезы", публикацией "слива" отбивают у должностных лиц (и не только у них) всякую охоту общаться с прессой. Хотя кто сказал, что пресса - единственный канал получения информации? Российский закон позволяет населению получать ее напрямую. Закон предусматривает даже такую форму информирования граждан, как присутствие их на заседании коллегиальных органов. В Германии, Великобритании, США, других странах граждане могут посещать заседания законодательных собраний, там никто этому не препятствует.
Публикацией рейтинга открытости федеральных ведомств дефицит прозрачности в их работе, конечно, ликвидировать не удастся. Готовность чиновников делиться информацией пока, прямо скажем, невысока. Но если власть хочет уберечь общество от недостоверной информации о себе, она должна предоставлять достоверную. Лучшего способа избежать слухов и домыслов пока не придумано.