Их командировка в РФ предусмотрена международным Договором "Открытое небо". Районы инспекции заранее согласованы с нашими генералами. Хотя маршруты полетов ограничены по расстоянию, хозяевам строго-настрого запрещено что-то скрывать от иностранных контролеров. Окажется по пути воинская часть - фиксируйте ее на пленку. Но не просите экипаж приземлиться возле гарнизона. Что называется, потрогать руками чужое оружие и технику вам никто не позволит. За этим строго проследят находящиеся на борту представители Минобороны РФ.
- Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года Договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.
По словам врио начальника Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Забелло, для работы в российском в небе инспекторы из США используют американский самолет ОС-135В. Он представляет собой военную версию Boeing-707. Установленная на самолете аппаратура наблюдения, в том числе аэрофотоаппараты, прошли международное освидетельствование, в котором принимали участие и российские специалисты. Это исключает использование в ходе инспекции технических средств, не предусмотренных Договором по открытому небу.
Между прочим, все инспекционные самолеты не имеют вооружения. Вообще, по Договору, на борту можно иметь видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование к снимкам и видеоматериалам - на них должны четко распознаваться основные виды военной техники. Копию любой съемки может затребовать и получить каждый участник Договора.
Бывает, что контролеры летают в зарубежные командировки на чужой технике. Например, белорусы предпочитают изучать иностранные военные объекты с борта российских машин. Случалось, что американцы и британцы добирались в нашу страну на шведских самолетах SAAB-340.
Что же касается российских спецбортов, используемых по программе "Открытое небо", то это сертифицированные по международным стандартам самолеты Ан-30Б ( для инспекций в Европе) и Ту-154МЛК1 (полеты в США и Канаде). За границу они, как правило, летают с подмосковной авиабазы Чкаловская.
В прошлом году для проведения заокеанских инспекций в рамках "Открытого неба" в России сертифицировали новый тип самолета - Ту-214ОН. Для него разработали уникальную электронную "начинку" и проинтегрировали в единый комплекс средства управления, получения и обработки информации, бортовую аппаратуру и ряд наземных комплексов. По словам генерального конструктора этой системы Владимира Вербы, теперь за один полет можно получить четыре вида информации - с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора. Что это дает инспекторам, разработчик объяснил на примере Соединенных Штатов.
- На Аляске и Алеутских островах расположены военные объекты США. Небо над ними более 300 дней в году закрыто облаками, ограничивающими возможности космической разведки. Наша система наблюдения позволяет самолету пролететь под облаками и добыть информацию. Звездочек на погонах мы, конечно, не разглядим, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидим гарантированно, - обещает Верба.
Справка "РГ"
Договор "Открытое небо" распространяется на огромную площадь, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран.
В свое время этот Договор специально создавали для бесконтактного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Другими словами, наблюдатели могут барражировать над сушей и морем, фиксировать все происходящее внизу на пленку. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго-настрого запрещено. Кроме того, самолет с контролерами на борту должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в договор "Открытое небо".
Досье "РГ"
Первоначальную концепцию взаимного воздушного наблюдения предложил президент США Эйзенхауэр в 1955 году, а заключение Договора "Открытое небо" инициировал Джордж Буш в 1989-м. Первоначально подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех с лишним десятков стран. В нем, в частности, участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция. Договор имеет неограниченный срок действия и открыт для других государств.