Новости

17.11.2014 12:45
Рубрика: Общество

Минобрнауки выступило за единый подход к преподаванию истории в вузах

Историю в вузах, как и в школах, будут преподавать с едиными подходами.

"Перед нашей школой стоит задача обновления исторического образования. Одна из приоритетных тем - обсуждение практики применения школьной концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С этого учебного года, хотя учебников пока нет, концепция в полной степени применяется для преподавания в средней школе. Крайне важно аналогичную работу провести в том, что касается преподавания истории и в высшей школе", - заявил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов на Всероссийской конференции, посвященной состоянию и перспективам исторического образования.

Дмитрий Ливанов в своем выступлении подчеркнул, что история входит во все федеральные образовательные стандарты высшего образования не только в исторической сфере, но и вообще в гуманитарной сфере.

- Важно обеспечить единство подходов преподавания истории на уровне высшего образования. Это одна из актуальных задач, которые мы будем решать в ближайшее время, - заключил министр.

Конференция собрала более 200 участников, в числе которых ректоры гуманитарных ВУЗов, деканы и заведующие кафедрами исторических факультетов ВУЗов, руководители региональных отделений Ассоциации учителей истории и обществознания, ведущие учителя и методисты.

Эксперты обсуждают, как преподавать историю в школе, исходя из новой подготовленной "Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории" и как давать школьникам так называемые "Трудные темы", выделенные отдельно. 

Напомним, школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс "Россия в мировом контексте", а на профильном "основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы".

Сейчас, напомним, школы работают по концентрической системе - к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала.

Получается, что самые сложные темы - развал СССР, последствия "утечки мозгов" для страны или значение выстраивания вертикали власти, школьники должны "переварить" в 14-15 лет. Сейчас они будут даваться годом позже.

В концепции школьного исторического образования перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы.

Что нового появится в содержании учебников

- Акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг.

- Расширится объем материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействие культур и религий.

- Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации).

- Увеличится число параграфов по истории культуры. В первую очередь это социокультурный материал, история повседневности.

Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых.

трудные вопросы

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3. Исторический выбор Александра Невского;

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с Западной Европой;

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

15. Оценка СССР в условиях "холодной войны";

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

18. Причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР;

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия", методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Общество Образование Правительство Минобрнауки Реформа образования