"Что делать" - спектакль о женщине (главный герой), свободе (главная тема) и любви, любовном треугольнике.
Со школьных лет всем известно главное произведение Николая Чернышевского, его революционное завещание "Что делать?". Знаменитый роман написан им за четыре месяца во время заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в конце 1862 - начале 1863 года. У книги есть подзаголовок - "Из рассказов о новых людях".
Жанр спектакля определен как "наивный реализм". Он словно черно-белое кино - нецветной, монохромный. Здесь сочинял пространство замечательный художник-постановщик Александр Шишкин, соавтор многих спектаклей Андрея Могучего и Юрия Бутусова, лауреат премий "Золотая маска" и "Золотой софит", "Чайка" и "Хрустальная Турандот", которого, как принято считать, "тянет к сложным конструкциям и парадоксальным формам".
Зал не узнать: партер трансформировался наподобие амфитеатра, публика сидит как на трибуне. Ее вознесли на пьедестал. Можно и так трактовать решение создателей спектакля: сцена - кафедра, где читают лекции, зал - аудитория. Выходит Автор (в этой роли Могучий занял режиссера Бориса Павловича) и спрашивает:
- Кто читал роман? (Поднимаются руки). Кто недавно читал, готовился к спектаклю?
После каждой главы (на экране транслируются названия глав) идет диалог со зрителями.
- Что ты понял, дорогой зритель? Припоминаешь что-то из школьной программы? Социал-демократы, новые люди, система их ценностей… А где же легендарный Рахметов, который лежал на гвоздях, этот сверхчеловек? Вот он, вышел.
- Простите, заболтался. Давайте продолжим.
Автор сидит на сцене, наблюдает за происходящим, но и публику рассматривает. И обращается к нам:
- Давайте обсудим увиденное.
Все мы в школьные годы писали сочинения по роману Чернышевского, анализировали образы "новых людей", учили наизусть "Четвертый сон Веры Павловны", помним, кто такие Лопухов, Кирсанов, Рахметов.
Инсценировку для Андрея Могучего писали петербургские драматурги Александр Артемов и Дмитрий Юшков. "Но сценическая версия пьесы создавалась в процессе репетиций: первоначальный текст менялся, дописывался, спектакль сочинялся в актерских импровизациях и дискуссиях. Часто репетиции превращались в дискуссионный клуб, настолько острой и жесткой была полемика, столкновение мнений, позиций", - отметил режиссер.
В результате кто-то в зале задается вопросом, как сказал в самом начале Автор: "Будет ли глумление над классикой, как в наши дни принято в театре?". Кого-то утомляют длинные "теоретические разговоры", кто-то смотрит постановку с интересом, шумно реагирует, отвечает на вопросы и по ходу действия часто смеется.
Главные роли в спектакле "Что делать" отданы молодежи - артистам театра и стажерской группы. Новые люди на сцене БДТ. В крохотных ролях полицейских режиссер занял мастеров труппы - заслуженных артистов России Сергея Лосева, Евгения Чудакова, Анатолия Петрова, Василия Реутова, в роли священника господина Мерцалова - Андрей Шарков. Родителей Веры Павловны, появляющихся на сцене в начале спектакля, играют народные артисты России Ируте Венгалите и Георгий Штиль.
Кстати
Режиссер Георгий Товстоногов в 1953 году осуществил постановку спектакля "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В 1971 году вышел трехсерийный телеспектакль "Что делать?", где играли Александр Лазарев (Автор), Леонид Броневой, Ёла Санько, Галина Яцкина, Николай Волков, Лев Дуров, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева.