Разглашение банковской и коммерческой тайны приравняют к мошенничеству

Любители использовать инсайдерскую информацию для нечестной игры теперь будут рисковать значительно сильнее.

Штрафы за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, резко увеличиваются до уровня, установленного статьей УК РФ "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". Законопроект с такими поправками в статью 183 УК РФ правительство внесло в Государственную Думу.

Законопроект увеличивает предельный размер штрафа за незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, с 80 тысяч рублей до 500 тысяч рублей или же в размере зарплаты или дохода за период до одного года вместо нынешних шести месяцев.

А за незаконное разглашение или использование таких сведений теперь можно будет поплатиться миллионом рублей или доходом за два года. Сейчас максимальный штраф за это преступление составляет 120 тысяч рублей или доход за год.

Наконец, если разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны причинило крупный ущерб или будет доказано, что оно совершено из корыстной заинтересованности, то штраф составит до 1,5 миллиона рублей или будет наложен в размере дохода виновного за три года. Сейчас это, соответственно, 200 тысяч рублей и доход за период до 1,5 года.

Институт банковской и коммерческой тайны вообще священная корова, и здесь лучше переборщить с ответственностью, но не допустить роста операционных рисков, считает профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрий Юденков.

Нужно всячески подчеркивать, что государство считает эту тему важной и не намерено отходить от основополагающего принципа защиты частной собственности, полагает эксперт.

Он напоминает, что это особенно актуально в связи с постоянным расширением перечня структур, которые в установленных законом случаях имеют доступ к коммерческой тайне. Это суды, налоговая служба, следственные и таможенные органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Иногда их сотрудники злоупотребляют своим положением, торгуют информацией.

Работники некоторых банков тоже этим грешат, наводя бандитов на состоятельных клиентов и сливая конкурентам информацию о готовящихся слияниях и поглощениях. Именно незначительность действующих штрафов для работников кредитных учреждений и вызвала поправки в УК, указывало подготовившее их министерство финансов.

Впрочем, судебная статистика говорит о том, что в российских условиях очень трудно доказать факты нарушений, связанных со сбором и использованием информации, составляющей коммерческую, налоговую и банковскую тайну. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2013 году зарегистрировано 317 преступлений, квалифицируемых по статье 183 УК РФ. А осуждены только 12 лиц, из них двое - к лишению свободы, а пятеро - к штрафам от 5 до 50 тысяч рублей.

Значительное повышение штрафов, конечно, может остудить горячее желание заработать на тайнах своей фирмы. Но вряд ли повлияют на "профессиональных промышленных шпионов", считают эксперты. Просто их услуги станут дороже, учитывая возросший риск. Так что самой надежной защитой от инсайда остается грамотный и очень осторожный подбор персонала.

Тем временем

Финская компания Valio, несмотря на санкции, собирается строить новый завод в Московской области.

В октябре компания сообщила, что запускает в России производство молока и сливок, чтобы заменить часть продукции, импорт которой попал под запрет, передает "Интерфакс". Производство открыли в Ленинградской области. Компания рассматривает и другие проекты. Но некоторые виды продукции пока могут производиться только в Финляндии, в частности, безлактозное молоко и молочные продукты.