18.11.2014 00:42
    Поделиться

    Эксперты: Традиционный банковский бизнес вскоре отомрет

    Традиционный банковский бизнес вскоре отомрет, и кредитные организации вынуждены будут либо трансформироваться в интернет-компании, либо уйти с рынка. К такому выводу пришли участники конференции "Деньги будущего", прошедшей на Российской неделе Интернета (RIW-2014). По словам основателя и CEO Rocketbank Виктора Лысенко, банки меняются, потому что меняются потребности их клиентов.

    По его словам, любую информацию можно переносить по проводам, поэтому традиционные банковские отделения "с клерками в галстучках" больше не нужны. Основатель Instabank Роман Потемкин пошел еще дальше - по его словам, прибыль от операционной деятельности уже сейчас не принадлежит банкам, т.к. платежи забрали компании, подобные PayPal, а сейчас интернет-сервисы забирают у банков и интернет-эквайринг. "Поэтому банки вынуждены меняться. Совершенно здравая стратегия - становиться интернет-компанией, нанимать лучших разработчиков и инженеров", - отметил Потемкин. Вопрос в том, смогут ли крупные традиционные банки измениться - по словам Виктора Лысенко, это сложный процесс, т.к. перестраивать приходится не только какие-то процессы, но и всю организационную структуру, что в больших компаниях всегда происходит очень тяжело.

    Сами банкиры признаются, что задумываются об изменениях. "В глобальной парадигме многие банки думают о том, как искать инновации, создают кэптивные фонды для того, чтобы привлекать новые технологии", - рассказал руководитель дирекции венчурного финансирования Сбербанка Игорь Карпович. А Роман Потемкин и здесь рекомендует кредитным организациям брать пример с интернет-компаний. "Google, придумывая какую-то идею, не пытается делать ее сам, внутри компании, а организует утечку информации, в том числе в СМИ. Стартаперы сразу же подхватывают эту идею и думают, что раз Google сказал, значит, идея точно стоит того, чтобы над ней работать. И начинают работать, а через некоторое время Google приходит и покупает лидера. То есть получает лучшее, уже выбранное самим рынком", - рассказал эксперт. Банкам надо делать то же самое, считает он.

    Глобальные инвестиции в финансовые технологии развиваются стремительными темпами. Как посчитали в венчурном фонде Life.SREDA, за первые 9 месяцев 2014 года они составили 4,2 млрд долл., что выше объемов, проинвестированных в отрасль за весь 2013 год (2,2 млрд долл.). По итогам года, как ожидается, объем инвестиций в финтех превысит 5 млрд долл. По данным CrunchBase, в августе 2014 года на венчурном рынке финтех-стартапы стремительнее других направлений привлекали инвестиции. Более того, на рынок финтеха идут такие гиганты, как Apple (с Apple Pay), Facebook, Google и Amazon. Аналитики Life.SREDA прогнозируют, что к 2018 году объем инвестиций в компании, которые создают инновационные проекты для финансовой сферы, составит 8 млрд долл. Самыми крупными инвестиционными сегментами рынка за три квартала 2014 года стали онлайн-кредитование (1,46 млрд долл.), электронные платежные решения (661 млн долл.), сервисы для малого и среднего бизнеса (588 млн долл.), мобильный банкинг (207 млн долл.).

    Впрочем, несмотря на бурное развитие финтеха, традиционный банкинг все же пока не спешит сдавать позиции. Как обратил внимание начальник отдела по развитию платежного бизнеса Яндекс.Деньги Александр Магомедов, для многих клиентов российских банков все участие в транзакционном бизнесе сводится к двум обращениям в месяц - в день зарплаты и в день аванса снять наличные с карты. А по данным исследования РосИндекс компании Synovate Comcon, почти треть пользователей интернет-банков используют сервис только для просмотра информации по счету. Как отмечают аналитики, в III квартале 2014 года услуга интернет-банкинга была подключена у 25% россиян - пользователей банковскими продуктами и услугами. При этом 17% из них вообще не пользовались системой за последний месяц.

    Больше остальных преимущества онлайн-банка оценили жители городов-миллионников. Здесь почти у трети клиентов банков (32%) подключена услуга. В средних и небольших городах аудитория электронного банкинга составляет 21%. Большинство пользователей сервиса используют его скорее как информативный инструмент - 66% подключенных просматривали информацию о счете, а совершали какие-либо операции в системе 48%.

    Авторы исследования также отмечают, что совершать платежи и переводы в личном кабинете интернет-банка характерно для состоятельной аудитории с личным доходом от 60 тыс. руб. и более (63% в этой группе). При этом существует группа "консервативных" пользователей, которые заходят на сайт сервиса исключительно для просмотра информации о счете. Так поступает почти треть (30%) аудитории e-banking в России. Такое поведение наиболее характерно для жителей городов с населением менее 500 тыс. чел. (43% в этой группе), людей со средним и специальным образованием (39%) и социально-экономическим статусом ниже среднего (37%).

    По словам экспертов, банкам надо определиться с тем, что для них означает трансформация. Недостаточно сделать модное мобильное приложение, предостерегает Виктор Лысенко. "Это очень упрощенное представление, что можно сделать такое приложение, и все заработает очень легко. Нужно перестроить многие внутренние процессы, и это требует колоссальных усилий", - отметил он. Эксперт добавил, что если банк хочет меняться, ему надо привлекать самых талантливых людей, и кредитной организации, не входящей в Топ-30, сделать это крайне сложно.

    Поделиться